Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

ОБЫЧНОЕ ПРАВО У ТИНДАЛЬЦЕВ

Еще о традициях тиндалов. В тиндальских аулах воровство, неверность, пьянство, курение, предательство не были известны. Склады (сагъур) замыкались простым засовом, в домах крючки завязывали тряпкой, чтобы посетители могли сразу же убедиться в отсутствии хозяина. В своем подавляющем большинстве совершившие неблагоприятный проступок под жестким воздействием общественного мнения вынуждены были покинуть село.

Жесткие были санкции общественного мнения за то, что дернул платок девушки, за хищение женщины и другие проступки в отношении женщины. Огромное влияние имели случаи, когда в критический момент боя женщина, сняв с себя платок, бросала под ноги врагам. В этих случаях немедленно прекращалось единоборство, противостояние. О государственности и праве аварцев, вообще горцев Дагестана, много написано. Тиндалы в этом отношении ни чем не выделялись, хотя были некоторые, присущие только им особенности. Возникавшие споры, назревавшие негативного характера события в Тиндальском сельском обществе, решались общественностью или через суд-диван. Судью или коллегию избирало собрание представителей джамаата открытым голосованием.

Судебный процесс проходил, как правило, на годекане. Процесс был открытым (если не задевало честь, достоинство человека), носил состязательный характер и шел в устной форме. Законодательной, так сказать, основой суда во все времена был преимущественно обычай (адат). Судебное делопроизводство в Тиндале не велось. В качестве доказательства, кроме вещественного, действовали свидетельские показания, обвинения потерпевшей стороны, клятвы (на коране) наличие оспариваемого факта, события, признательные показания обвиняемой стороны.

Формы наказания были разнообразными:

- Лишение жизни (убийство) при прелюбодеяниях, воровстве, если субъекты застигнут первые заинтересованные лица на месте происшествия, поимка с поличным и виновная сторона сопротивлялась, не каралась.

- Общественное порицание, имевшее большое влияние на жителей как профилактика преступлений широко применялось.

- Сажали в яму, т. е. изолировали от общества.

- Штраф - движимостью, деньгами.

- Возмещение причиненного ущерба материального или морального.

- Дият - насильственное изъятие и передача имущества виновной стороне, или его части в пользу потерпевшей стороны.

- Выдворение из села (временное или бессрочное выселение или ссылка) вместе с семьей или без таковой.

- Различалась тяжесть наказания в зависимости от преднамерен-ности (наличие умысла) деяния или неосторожности.

- Убийство гостя являлось отягчающим обстоятельством и соответственно наказание ужесточалось.

За убийство мужчины или женщины следовало одинаковое наказание. Но в Тиндале женщина находилась под особой защитой общества. За обиду женщины, даже за то, что дотронулся до нее, могли последовать месть, убийство. Или принуждали виновного сгладить вину женитьбой на потерпевшей.

- Содержание виновным получившего ранения до полного выздоровления и оплата всех издержек лечения.

- Домашний арест на период лечения и до принятия примирения сторон.

Досконально учитывалось обстоятельство, место и время происшествия, тяжесть ранения и в соответствии с этим назначалось наказание.

Привод к клятве, сопряженной потере условий бракосочетания (лъадул цIар тIами).

Не упускался из виду характер орудия преступления, его опасность для окружающих, социальное и материальное положение сторон, кто исполнитель, кто подстрекатель, соучастие, их поведение при совершении деяния. Обычное право тиндальцев было довольно развитое, потому основывалось на многовековом опыте, практике и подчинялось благородному делу - недопущению усугубления обстановки, кровной мести, массовых беспорядков.

Захоронения (со временем, видно, обычай подвергался изменению) здесь встречаются разных порядков. Усопшего то сажали вытянутыми ногами вместе с предметами повседневного обихода, то клали на спину или на бок, то лицом на восток, то на юг.

В Тиндале в одежде (в костюме) не хоронят, для этого обычно используется белый материал (бязь) - саван в 3-7 слоях.

Сейчас входит в моду прикладывание к трупу святых изречений.

Над могилами духовных лиц, алимов строили мазары, обвешивали кусками разных цветов, флажков, иногда образовывали курганы мелких камешек на памятных местах, зиаратах.

Имущественное состояние, социальное положение усопшего можно различить по надгробному камню, его отделке.

Воспитание детей в Дагестане организовывалось на основе обычаев. Знанию обычаев придавалось большое значение, нарушение же их порицалось всегда и всюду, преобладало домашнее воспитание.

У тиндалов есть очень прогрессивный адат, когда имена оставшихся навечно на чужбине героев (погибших и умерших) нарезают очень красиво на памятниках, каменных плитах размером 0,5 х 1,0 метра. Там же пишут молитвы (дуа) и эти плиты устанавливают в нише кладбищенского забора. Вместе с погребенным на местах кладбищах произносят молитвы по запечатанным на плитках именам. В Акнаде есть десятки таких своеобразных памятников в местности "Элебаха". Этих традиций, наравне с практикой строительства специальных памятников погибшим стоит придерживаться.

Обычай не называть супругов и их родителей по имени сохраняется до сих пор. Из поколения в поколение передавались сведения о кунаках в других аулах, игнорировать куначество значило непорядочность, измена кунакам не допускалась.

Если в этом ауле нет своего кунака, то аульчане приезжего приводили к кому-нибудь домой и с этого начинались кунаки. Поочередно поручалось заботиться о приезжем (гьобол вугъи).

Правопорядок в обществе обеспечивал признанное, принятое людьми обычное право. Единство толкования, справедливое применение установок для села осуществлялось на практике избранными джамаатом бегаулы (старшины), судьи и гIелалы (исполнители), которые приводили в исполнение решения, приговоры судей.

Если джамааты выступали создателями установок, адатов, то исполнителями были бегаулы, диваны и гIалалы. Это было законодательной и исполнительной властью на местах в Тиндале со времен, когда в горных аулах одновременно сосуществовали обе (ислам и христианство) религии. Обычаи каждой группы населения были разные. Об этом свидетельствуют захоронения тех эпох, которые выявлены в Тиндале (сс. Тинди, Акнада, Ангида).

В целях своего оправдания обвиняемым, подозреваемым в Тиндале принималась клятва "Кебин-Таллагь". В судопроизводстве встречались и другие виды клятв, например клятва на коране.

По адату в Тиндале женщины, как правило, в свидетели не допускались, но вдова могла выступить в таком качестве и в роли потерпевшей.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.