Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

БЫТ, АДАТЫ И НОВЫЕ ТРАДИЦИИ ТИНДАЛОВ

Свадебные обычаи тиндальцев не отличаются от аварских и регулируются нормами адата и шариата. Иногда еще с детства, раннее сватовство, помолвка с подарками, заключение брака, свадебный подарок - в некотором роде гарантии крепости супружеских уз и т. д. Характерно в брачных отношениях эндогамии - стремление заключить браки внутри своего тухума, а зачастую между двоюродными братом и сестрой. Довольно неприглядный обычай и к тому же - опасный для потомков, риск рождения неполноценных детей.

Встречаются браки с женами умершего брата под предлогом защиты сирот.

Часты случаи заключения так называемых обменных браков, - когда на сестре мужа женится ее брат и в обратном порядке (крест - на крест - и обратно).

Шариатский брак обязательно закреплялся гражданским браком в ЗАГСе. Довольно устойчиво сохраняется адат, пока не женится старший брат или не выйдет замуж старшая сестра, младшие не вступают в брак.

В общественной жизни тиндальцев, как правовая надстройка, до недавнего времени действовали нормы т. н. бытового ислама, т. е. адаты вперемежку с шариатом. Действовали религиозные и националистические пережитки.

До войны, я помню, при решении каких-то споров сторонам предлагалось выбрать между установками адата (обычного права), шариата или светские законы.

Так же было с семейно-бытовым правом, при разделе имущества покойного. Наследники, особенно мужчины, ссылались на шариат, ибо им это было выгодно.

При заключении брака, как гарантия по шариату, называлась определенная сумма денег, как неделимое имущество супруги.

Понятие о контрактной форме бракосочетания, как это делается на Западе, в Тиндале до сих пор нет. Видимо, это правильно, т. к. не следует же думать о предстоящем разводе при вступлении в брак.

Очень распространенными стали в горах факты, когда жених и невеста, прежде чем вступить в брак, его оформляют в органах ЗАГСа, а затем в мечети (по-шариатски). И это отправдано, т. к. шариатский брак не имеет законную силу и, как правило, супруга и дети оказываются пострадавшими при такого рода упущении.

Похищение девушки и самовольный уход девушки в дом парня при тех обычаях, когда родители решали вопрос с кем связать судьбу своих детей и браки с совсем незнакомым лицом, или с нелюбимым заключали родители, были нередким явлением. Морально оправданным актом в том случае, если влюбленным вступить в брак родители препятствовали.

При неравноправном положении супруги в семье, в Тиндале все же она пользовалась многими правами, не предусмотренными шариатом (отказ от детей при разводах, уход от сурового мужа, распоряжение имуществом, казавшимся ей своим кровным и т. д.).

Престарелых родителей дети поочередно содержали у себя или если родители живут в своем доме, то вносили свою долю на их содержание, так называемое "бокце".

Понятие "калым" в Тиндале никогда не было, но с большими подарками посещали при помолвке нареченную в доме ее родителей. При этом характерно, цены и количество подарков не регламентировались, лишь ориентировались на обычай, и предметом торга это не являлось.

После официальной процедуры бракосочетания, заключения магьара (кебина), обычно под пятницу вечером происходит церемония следования кортежа с невестой в дом жениха. Ведут невесту ее подруги и друг жениха, а также сопровождающие ее люди со всем скарбом, приданным. Это красочное факельное шествие вызывало у односельчан неподдельную радость и веселье. В пути следования молодежь села может преградить путь церемонии, пока не выдадут выкуп за невесту.

Церемония заключения брака (магьар) у всех проходит по-шариатски.

В Тиндале момент этот тщательно скрывается во избежание порчи новобрачным со стороны злоумышленников (вас вухьи - бухьи - по-аварски).

Основными музыкальными инструментами на торжествах в старину были: бубен большого диаметра (до 1 метра), зурна, барабан, пандур (агач кумуз):

В подготовке молодежи к взаимным симпатиям участвуют обоюдно родственницы. Если не встречается категорического неприятия, то подключается мать, сестра, подруги. Затем тайком посылают сватов. Бывает, посещение с просьбой повторяется несколько раз. В конце концов, получив долгожданное угощение от родителей невесты - это знак согласия на выдачу дочери, идет делегация к девушке с подарками. Это делается демонстративно.

В сумерках жених посылает к новобрачной почетную свиту, состоящую из его близких родственников и родственниц под предводительством дружка.

На торжествах большое место занимает "хIама" (по-местному "хIухIуча" - шут).

У ворот (двери) делегацию встречают родственники и подруги невесты с остротами, скороговорками, частушками, шутливыми словами пытаются угомонить пыл прибывших. Сделав вид, что в соревновании проиграли, уступают невесту представителям новобрачного.

Дальше следует торжественная церемония к дому мужа с факелами, музыкой, песнями, танцами и всем приданым жены. На пути к мужу останавливают кортеж невесты и требуют спеть и станцевать, вымогают выпивку с закуской.

Обычай перекрывать дорогу свадебной процессии хорошая традиция. Перекрывающим дорогу людям сваты должны вручить водку и закуску.

У входа в дом мужа встречает нарядная группа во главе с его матерью. Здесь осыпают невесту деньгами, и мать угощает невесту медом, приговаривая: пусть такой же сладкой будет твоя жизнь в этом доме: счастье, долгой мирной жизни тебе. Иногда приводят корову и при ней ставят на ушах метку вновь образованной семьи. Кое-где при вступлении невесты в новый дом стреляют. Не везде это воспринимается с одобрением.

Весь период свадебного торжества дружок обязан стеречь молодых. Если кому-либо удастся незаметно увести новобрачного, то за возвращение требуют выкуп. Возвращаемого одевают в добротный костюм. Дружок также оберегает новобрачных от нескромных любопытств сельской молодежи (от подслушивания посторонних).

После первой брачной ночи простыню со следами крови вывешивали на всеобщее обозрение. Это абсолютно дикий обычай. В Тиндале это привилось.

Сейчас в основном используют автотранспорт, и в результате этого теряется прежний колорит свадебного шествия. До сих пор в Тиндале браки предпочитают совершать в пределах тухума и заботятся, чтобы социальный статус жениха и невесты был примерно одинаков. Встречаются факты, когда стараются обручать детей в раннем возрасте. Это уходит в прошлое, ибо такой обычай ничего хорошего детям не приносит и договор оказывается не устойчивым в наше время, когда женщина прошла процесс раскрепощения. В горах кое-где калым начинает входить в обычай.

Церемония перевода невесты в дом жениха и празднество свадьбы у аварцев одинаковы. На следующий день рано утром молодежь и дети устраивают шум около дома новобрачных, вымогая себе подарки. На такой случай, когда мешают спать жениху и невесте, у родителей бывают прозапас фрукты, конфеты, морковь, чтобы успокоить кричащих.

По обычаю жених обязан иметь свой дом, куда привезти невесту, одеть ее богато. Свадьбу организуют у родителей невесты и затем жениха. Невеста же обязана принести все то, что требуется в доме: посуду, постель, убранство комнаты, иногда корову.

То, что не хватает для ведения нового хозяйства родители, родственники приносят, приходя на свадьбу. Через несколько дней приближенные ведут невесту к водо-источнику и поручают вести свое хозяйство, затем происходит взаимное посещение новых родственников и угощения.

Раньше лицо невесты закрывали платком, сейчас это делается фатой. Браки были фактически оформлены муллой, но не в ЗАГСе, т. е. простое сожительство, наличие совместного хозяйства, воспитание детей, что подтверждеются самими супругами и свидетелями. Это были пережитки переходного от родоплеменного права-адатов к юридическому, официальному праву.

Только регистрация брака в ЗАГСе обеспечивает полную охрану личных и имущественных интересов супругов и их детей. Ранее имевшая место выдача девушек в несовершеннолетнем возрасте ушло в небытие. Сохранение своей фамилии при заключении брака преобладает поныне, и это облегчает добровольность браков.

Супруги имеют право распоряжаться принадлежащим им до брака имуществом и приданным до истечения 3-х лет супружеской жизни. Приобретенное же при совместной жизни общее имущество при разводе делилось поровну между всеми членами семьи, а дети при этом приобретали право на алименты.

В семейных отношениях оставалось в Тиндале много пережитков и кроме того сила общественного мнения имеет преобладающее значение. Былые установки в брачно-семейных отношениях девушки были обречены на обидные действия со стороны родителей из арсенала: "Стерпится - слюбится", или "умри в замужестве! ", что развязывало руки нерадивым мужьям.

Статистике известно такое положение дел в народонаселении: девочки рождаются, как правило, 105 на 100 мальчиков. За 30 лет в живых оказываются женщин и мужчин поровну - 100 на 100, а через 70 лет по отношению к женскому полу мужчин в живых остается только 50%. Следовательно, по естественному отбору женщин намного больше, чем мужчин, отсюда нехватка мужчин. При таком положении дел многоженство, казалось, оправдано самой природой. Но, учитывая, что очень часто нарушается положение шариата о необходимости одинакового отношения ко всем женам, психологические и бытовые аспекты этого явления, двоеженство (многоженство) морально оправдано быть не может. Следует ли в уголовном порядке преследовать полигамию, надо еще разобраться.

Сейчас в результате преобразований в обществе женщина Тиндала стала хозяйкой своего очага, основной силой в воспитании детей, надежной опорой мужа в решении семейных вопросов.

Однако, такие явления присутствуют здесь и сейчас:

Левират - деверь (брат мужа), вторичный брак с членами рода умершего мужа. Цель - не дать осиротеть детям усопшего родственника (обычно близкого).

Сорорат - обычай вступления в брак одновременно или последовательно с двумя женщинами, состоящими между собой в родстве (родные или двоюродные сестры).

К 1927 году в республике было открыто более 350 советских школ. В Тиндале также шел интенсивно этот процесс. Большую роль в организации просвещения в Акнаде сыграли кресткомы и энтузиасты: Магомед Чакадов, Кусум Алиева и другие.

Для разъяснения проводимых новыми властями широких культурно-просветительных мероприятий (это было отнюдь не легкое дело) по Тиндальскому ущелью ходили пропагандисты, агитаторы. Они своей целью называли "хIурият бичIчIизаби" (разъяснение революции).

Принятие декретов, а затем Кодекса "законов о браке, семье и опеке" 1926 года и развернутые затем на местах органы ЗАГСа и сельсовета в корне меняли семейно-брачные отношения, искореняли бытовавшие в Тиндале вредные адаты и шариатские установки. Это были основы советского семейного права, и они охраняли личные и имущественные интересы супругов и их детей.

Неправомерное положение мужа и жены, родителей и детей, старших и младших в семье в основном было искоренено к периоду довоенному, а отдельные его элементы сохраняются поныне и зачастую это воспринимается как положительная черта горцев. Семья на принципах единобрачия утвердилась везде и всюду, двоеженство, многоженство отменено, хотя полностью не искоренено. Остались как пережитки прошлого, родимые пятна старого быта.

Интенсивное выкачивание государством денег из населения становится для семьи убийственной, доводило людей до абсурда вроде того случая со старушкой Патиной из Акнады.

Крестьяне не могли переехать из своего села в другие места, особенно в города, ввиду отсутствия у них паспортов. Свертывание подсобного хозяйства крестьян, непосильные налоги: на отсутствующие курицу (50 яиц), овцу (2-3 кг кожсырья, шерсти), корову (молоко или масло), на незамужнюю девушку холостяцкие (бездетные) и т. д. обездолило людей.

В результате наблюдалось массовое отходничество в Чечню, Грузию, Азербайджан, где за средства на пропитание и ветхую одежду выполняли изнурительные работы на хозяев.

Примета бедности - уход на сезонные работы. Временное отходничество, отток крестьянства в города надо полагать как прогрессивное явление, ибо они разрывали отношения с захолустым и втягивали людей в водоворот современной жизни, давали много предводителей для забытого дагестанского народа.

Заметен тот факт, что женщины-тиндалки вовлекаются в торговлю, предпринимательство и это, несомненно, мера вынужденная, ибо мужчины в основном остаются без работы, не востребованными в наше время.

Подобные явления не могут не отразиться отрицательно на семейно-бытовом благополучии. Семьи стали непрочными, зыбкими.

В эти годы многое прогрессивное, положительное, которое внедрялось в жизнь тиндалов, в связи с нынешними изменениями в обществе замедлялось, приостановилось. Былая дружба дагестанских народов между собой и с русским народом пошатнулась. Доверие к властям, законам, былым идеалам нет, и это отрицательно сказывается во всем. Религия, шариат пытается оказать свое влияние на общество, в ущерб светской власти. Кое-кто ратует за установление в Дагестане исламского государственного устройства.

К подаркам невесте и ее близким родственникам добавлялись подношения близким родственникам жениха за счет последнего. Кебин и калым, конечно же, отрицательно отражаются на семейнобрачных отношениях. Многие молодые люди не могут устроить жизнь из-за дороговизны этих подношений.

Количество свадебных даров непостоянны в основном, несмотря на заметное ухудшение благосостояния населения, они имеют тенденцию к удорожанию, росту.

В этой этнической среде происходит одновременно ломка старых форм в брачных отношениях и формирования новых в результате интернационализации жизни. Кажется решение брачных вопросов родителями, выдача замуж несовершенолетнних, неравные браки, выкуп за девушку и уходят в прошлое. Разноязычные семьи и смешанные браки - это плод современности с ее тесным межэтническим общением и связанными с ним культурными приобретениями.

Преобладание морального фактора (браки по любви, общим интересам, равные возможности выбора, договорная основа брака) перед экономическими факторами ныне хорошо заметна.

В Тиндале семьи неполные и простые появляются больше (супруги с детьми или одни матери с детьми).

Ранее сложные семьи (двух, трех поколений) наблюдались больше из-за жилищных проблем и бедности. Количество дворов, хозяйств считалось по дыму (цIараки) и не всегда это соответствовало союзу полов, пар. Родственные отношения и соседские связи в семейных вопросах ослабевают.

Брак есть форма, основа возникновения новой семьи. Сожительство пар еще не создает семью, поэтому регистрация гражданского брака имеет и носит в себе материальные, моральные и правовые последствия.

В городе тиндалка более независима от семьи и мужа. Такое же положение женщины, если она занимается профессиональным трудом. Женщина на домашнее хозяйство тратит от 60% до 90% времени и, казалось бы, такой титанический труд должен обеспечить ее лидерство в семье, но этого не случается. Занимающаяся лишь домашними делами и исключительно детьми во всем уступает мужу в лидерстве.

В полиэтнических условиях города в семьях со смешанным браком сильнее проявляется влияние русского языка и культуры. Дети сидят рядом с отцом, свободно ведут себя в общении с родителями, позволяют себе не повиноваться им, даже конфликтовать, между братьями и сестрами исчезают былые половозрастные границы. Поведение молодежи на улице, в общественных местах зачастую противоречат нормам горской морали тиндальца, многие плохо владеют родным языком, склонны к правонарушениям, черствости к старикам. Тем не менее, в брачных вопросах тиндалов еще часты браки по сговору самих брачующихся, или их родителей.

Из форм заключения браков в Тиндале умыкание - увод смешался с уходом. Эта форма брака вынужденная мера, связанная с неимоверным повышением дороговизны брачных расходов, подарков. У многих сейчас таких возможностей нет. Увеличение затрат на свадьбу, на похороны подогревается общественным мнением, ложными соображениями престижности и соперничеством.

Золото, бриллианты, ковры, мебель, дорогая посуда и другие крупные покупки стали предметами торга после официального сватовства. На это жених обязан выплачивать родителям невесты большие суммы. В наших тиндальских семьях, где, как правило, 3 и более детей, легче формируются в детях такие качества, как коллективизм, соучастие, готовность прийти на помощь, формируются трудовые навыки и самостоятельность. Дети таких семей, где сталкивались с всевозможными трудностями, получают домашнее воспитание и тянутся к знаниям, образованию, вырабатывают настойчивость и достигают в жизни многого.

Люди в этих местах всегда славились щедростью, гостеприимством, верностью дружбе. Сама природа, тяжелые условия жизни и работы наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость, нежность к близким и суровость к непрошенным гостям и долготерпение. Взаимная выручка, коллективизм вырабатывались в результате борьбы и побед.

Дробление больших семей на малые, индивидуальные семьи, разделенное жительство старшего и младшего поколений в Тиндале давно завершилось. Изменились общественные функции частнособственнической тиндальской семьи. Сейчас главным стало воспроизводство человеческого рода и воспитание детей, т. е. на первый план выдвинулась духовная жизнь. Хозяйственно-бытовая функция превратилась в подчиненную, во второстепенную. Докапиталистические общественные отношения в обществе, соответственно в семье тиндалов, теряют свой смысл, что очень отрадно.

Аталычество - принятие новорожденных детей феодальной знати на кормление грудью крестьянками, имевшее место в Дагестане, тоже исчезло из практики. Это создавшееся искусственное родство практики между детьми кормилицы и ее попечителями. Браки между ними были не возможны - молочные брат и сестра. В Тиндале понятие молочные братья и сестры имеют место и поныне.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.