Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

Доктор наук из Акнады

Муртазалиев Магомедрасул Магомедович. Муртазалиев Магомедрасул Магомедович.
id:000050002190

Муртазалиев Магомедрасул Магомедович, 1961 года рождения, уроженец с. Акнада Кизилюртовского района, аварец, является руководителем группы аудиторских и консультационных компаний "Интерэкспертиза".

Эта группа входит в течение последних 5 лет в число 100 крупнейших подобного рода фирм России.

В 1990 году ему было присвоено ученое звание "Кандидат экономических наук". Недавно Муртазалиев защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук.

Он является и хорошим спортсменом, в 1982 году Магомедрасул выполнил нормативы мастера спорта по дзюдо.

***

Мастера спорта из Ангида Туралов Халил - чемпион России, Ильясов Кади - чемпион Дагестана и другие радуют нас своими успехами в спорте.

Нашей гордостью является борец, первый мастер спорта из наших краев Имачуев Расул из Аща.

Уместно здесь вспомнить земляков, внесших большой вклад в дело, руководя многие годы селом: Гасанов Магомед, Шапиев Багавдин, Исхаков Асхаб, Алиев Расул, Гамзатов Магомедсаид. Кстати говоря, Алиев, Шапиев и Гамзатов, являются основателями новой Акнады - успешно решившие, где и каким быть ему.

Сотни односельчан учатся в вузах, аспирантурах, много спортсменов российского и мирового значения.

Горные районы, как и весь Кавказ, всегда славились долгожителями. Наша Акнада не являлась исключением. 80-90 лет считалось средним возрастом горца. Такие, как Халил сын Деньга, не знал, что такое болезни и прожил до 120 лет, Пирлаев Шапи - 110 лет, у него были сыновья - Хайбула, Магомед, Багавудин и Магомед, прозванный из-за большой бороды Шамилем (видимо, последний являлся по отношению к другим братом по матери). Все они были набожные, начитанные люди. Хайбула много лет был секретарем сельской администрации (он хорошо владел турецкой письменностью). Багавудин был грамотен по латыни, затем по кириллице. Много лет работал он председателем колхоза и сельсовета. Шамиль был ученым арабистом, очень приятным собеседником и во всем компетентным лицом. Более 100 лет прожили Кураев Ханту, Будунов Магомед, Гитинов Муса, Муртазалиев Абдулмеджид.

Однако Акнада переживает нынче очень трудные времена. Пожелаем им выйти из этого состояния как можно быстрее!

Аул Тинди вначале расположился на скальной горке, которая находится на дне раскинутых в окружении высоких гор. Создается впечатление, что село приютилось на дне котлована в бочкообразном пространстве горных цепей. Отсюда название "тинди" (по местному "иди"). На эту естественную крепость вела одна единственная тропа. Это место сейчас называют "Верхнее село". Там нет жильцов.

Имея водный запас в специально выбитом в скале объеме, тиндальцы могли выдержать продолжительную осаду села, и жители крепости с большим искусством отражали атаки врагов.

По одним данным, тиндинцы ислам приняли 400 лет тому назад, но окончательно закрепилась новая религия в этих краях в Шамилевские времена в итоге активной деятельности Шейха Загалава из Хварши, который был кадием в Тинди, и при нем была построена мечеть с минаретом.

По данным Центрального государственного архива Республики Дагестан (фонд 21, опись 5, дело № 117), при посемейной переписи 1886 года в селе Тинди Тиндальского наибства имелось: семей - 410, пашни 8434 на пудов семьям, покосы - 1797 вьюков, баранов 12595 гол., виноградников 548, волов - 639 гол., коров - 716 гол., телят - 319 гол., ишаков - 209 гол., лошадей - 42 гол., мельниц - 17.

В селении Тиссии - семей - 53, пашни - на 455 пудов посеве, покосы - 337 вьюков, баранов - 1223 гол., виноградников - 352, волов - 108 гол., коров - 127 гол., телят - 27 гол., ишаков - 26 гол., лошадей - 5 гол.

В селении Аща - семей - 50, пашни - 354 пудов семян, покосы - 746 вьюков сена, баранов 896 гол., волов - 40 гол., коров - 81 гол., телят - 42 гол., ишаков - 41 гол. И лошадей - 6.

Все жители этих селений своим родным языком называют не аварский, а тиндальский язык, значит самосознание тиндальского этноса еще в конце ХVIII века было определено.

При изнурительном труде, вкладываемом всей семьей в свое хозяйство, нормальное питание и в день необходимые калории получала только пятая часть тиндальских крестьян. Весь этот труд приносил хлеба только на 2-3 месяца в году.

Перенасыщенность людьми дополнительно приносила трудности горцам. В горах в начале ХХ века было сосредоточено 74% сельского населения, тогда как 69% удобных земель находилось на плоскости.

Если на плоскости на хозяйство крестьянской семьи приходилось 1,5-2 десятин земли, то в Тиндалах на такое же хозяйство приходилось от 0,6 до 0,9 десятин земли.

Отсюда идея переселения безземельных, малоземельных горцев на пустующие земли была принята и стала действовать. Затем стали планово переселять горцев в массовом порядке, особенно в связи с восстановлением ЧИАССР и возвращением чеченцев и других репрессированных народов.

Плановое переселение в Чечню, затем на Прикаспийскую низменность, на тиндальцев повлияло положительно с одной стороны.

Не знаю, есть ли какая-либо информация о соотношении количества жителей в Тиндальском ущелье и за его пределами.

В горах, и естественно в Тиндале, смерть односельчанина воспринималась как коллективный для всего села траур, и всякая работа в этот день прекращалась.

В период войны с гитлеризмом каждое извещение о гибели односельчан превращалось в траур. Они стали частым явлением, то для одного, то для другого тухума. Всеобщей трагедией для сел, которым было объявлено об их переселении (8-9 апреля 44 г. ) в течение двух суток в Чечню, стало известие из Постановления Совета Народных комиссаров Союза ССР от 9 марта 1944 года (чеченцы были выселены 23 февраля). Это было большой неожиданностью, превратившейся в огромную трагедию для народов Дагестана.

На спинах людей и скота (другого транспорта просто не было) навьючили наиболее ценный скарб, остальные отнесли к кунакам в Тинди или побросали на месте и выехали - акнадинцы, ангидинцы и ащинцы в с. Ведено. Путь был длинный и в это время года очень опасный.

Это они спустились до Ботлиха (1200 м) через Агвали на расстоянии 50 км, затем поднялись на Андийскую гору (высота перевела Харами 2177 метров над уровнем моря), вновь спуск до Ведено по Харачевскому ущелью.

Основная масса работоспособного (боеспособного) населения была на фронтах Великой Отечественной войны. Плохо одетые, худые, изможденные за время войны женщины, дети, старики, больные двинулись в долгий, длинный путь в ненастную погоду. Если в долинах был дождь, то в горах его сменил мокрый весенний снег. Надо было себе представить голодную массу людей вперемешку со скотом, двигавшуюся по плохим дорогам и бездорожью, днем и ночью. Это было похоже перегон на каторгу.

По приезде этих бедняг на месте ожидала жизнь поиска и неудач. По истечении времени наладилась более-менее жизнь. И то не надолго, через 13 лет пришлось покинуть обжитую с таким трудом и жертвами землю.

Переселенческие хозяйства на новом месте довольно быстро перестроились, стали зажиточными, и быт неузнаваемо изменился. К периоду перестройки и реформирования всей жизни, материальное благополучие поднялось на довольно высокий уровень. Правда, болезни и некоторые негативные стороны жизни не уменьшились, а выросли.

Сейчас цивилизация проникает всюду и во все стороны жизни. В полупустующую землю Старой Акнады, благодаря героическому труду энергетиков проведен электрический свет, а отдельные смельчаки умудряются приехать в село на автомашинах.

Жизнь в переселенческих селах очень беспокойна: могли напасть террористические группировки, националистические элементы, просто воры.

Реформы, война в соседней Чечне, всесторонняя блокада республики погубили, налаживавшуюся было, жизнь горцев из Тиндала на плоскости.

После переселения на плоскость Тиндалы развернули жилищное строительство с помощью государства. Теперь все хозяйства имели свои типовые дома с двумя, тремя и более комнатами, верандой. Подсобные помещения строились отдельно.

Приусадебные участки находились перед самыми домами. В укрепленных селениях выросли сады, бахчевые участки, зеленые насаждения.

Крестьяне умудрялись собирать в год по два-три урожая товарной продукции, которую вывозили в города и за пределы республики.

К традиционным дагестанским, тиндальским блюдам хинкалу, курзе, всевозможным кашам, сушеному мясу, сыру добавились борщи, супы, котлеты, соусы, чаи разные. К сожалению, к довольно безобидным напиткам (мед, буза, вино) взамен пришли водка, зачастую "шмурдяки" и "самогоны", которые травят население и наносят здоровью непоправимый вред, особенно молодежи. Царившие раннее мир и лад в семьях, редкие раньше разводы в силу экономических неурядиц разрушаются. Не влияет былое общественное мнение на негативные проявления (пионерия, комсомол, партком, женсовет и т. д. более не существуют). Мечеть еще в селах что-то может сделать, а в городах ее влияние мизерное, больше телевизор и ночные клубы имеют свою силу.

Некоторое влияние на людей оказывают газеты, но чтение художественной литературы и издание серьезных книг сведено к минимуму. Сельские клубы, кинотеатры, библиотеки, избы-читальни оставлены, как правило, без внимания. Безработная молодежь потянулась на заработки за пределы республики, часть ударилась в преступления, к организации банд. Неимоверно выросла преступность. В этой трудной ситуации все же молодежь пошла учиться в вузы и техникумы. На улицах стала слышна иностранная речь. С гор переезжали люди в города и плоскостные районы, и плотность населения в горах сократилась, и земельный голод не заметен, но поубавился. Появилась мода на внешнее украшение домов, санитарное состояние сел стало удовлетворительным, в комнатах появились ковры, паласы, занавеси на окнах и дверях. В центре села начали красоваться мечети, общественные здания, школы, клубы. Электричество, газ в домах теперь не диковинка, так же как мебель в залах с расставленной посудой и дорогими безделушками и семейными фотографиями, у женщин стали появляться дорогие украшения и золото. Одежда на людях стала модной, городского типа, хотя поведение, особенно молодежи, оставляет желать лучшего. Дагестанские обычаи становятся неприемлимыми в наше время, родителей стали называть "предками", не заслуживающими подражания.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.