![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
КОРОТКО ОБ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Этнические процессы, на первый взгляд кажутся консервативными, устоявшимися; однако они динамичны, подвержены изменениям, развитию независимо от общественных, политических формаций. Сформировавшиеся в период поднимающегося капитализма, нации имели свою специфику, свои тенденции. При социализме национальные проблемы не исчезли. Они временами обострялись в результате допущенных искривлений и как порождения, основанных на пережитках прошлого в создании отдельных людей. Интенсивное сближение племен и народностей вокруг наиболее крупных этносов произошло в годы Советской власти в Дагестане. Одновременно наблюдались объективные, по сути, прогрессивные явления. Жизнь этносов интернационализировалась, росли смешанные браки, создавались семьи и интернациональные трудовые коллективы, многонациональные районы, города. Были, к сожалению, и досадные стороны этого вопроса - наблюдался интенсивный отток русскоязычного населения и ценных специалистов. Сколько из Дагестана эмигрировали за границу за последнее столетие точно никто, наверняка, не знает. Сколько проживает на чужбине потомков (выходцев из Дагестана) может быть знают в примерных числах. Прекрасный ученый А. Магомеддадаев сообщает, что в 20 странах сейчас проживает наших соотечественников около ста тысяч человек. Мне известно, что из Акнады в начале века выехали в мусульманские страны несколько семей. Одна группа выехала под руководством Мустафы Али Оглы, лет 45 тогда. Потомки этих эмигрантов установлены в Сирии. Их трое братьев: Авар Нажмутдин, 1936 года рождения, Бадрудин, 1946 года рождения, Абдалла 1952 года рождения, занимают в Сирийском обществе заметные места. Другая группа из семейства Мукумагомеда Гитинав Оглы выехала в г. Карс (Турция), часть из них проживает в с. Гюней-Куй. Многие известные тиндалы проживают в США, ФРГ и других странах. Волею судьбы после развала СССР за пределами России (преимущественно в Азербайджане, Грузии, странах Средней Азии) оказались также большое количество (не менее 370 тысяч человек) наших земляков. Многие из них все более отходят от традиционных устоев письменности, языков, обычаев, религий и т. д. Если некогда для многих нынешних народностей Дагестана были общие праязыки, а затем в результате длительной экономической и политической обособленности в языке, быту и культуре возникли характерные для этносов черты - диалекты и даже отдельные языки, то некоторые же незначительные особенности объясняются не столько этническими, а социально-экономическими причинами, основанными на естественно-географических условиях их расселения. Скудное земледелие не обспечивало необходимого минимума для пропитания населения. Хлеб приобретался в обмен на продукты животноводства и за мизерные доходы от тяжелого труда на отходничестве в Чечню, Грузию, Азербайджан. Эти обстоятельства откладывали отпечаток на характер этносов. Исключительно тяжелое было положение северокавказцев на своей территории до революции: их нещадно уничтожали во время Кавказской войны и после нее, загоняли в бесплодные горы, вынуждали эмигрировать. Количество убитых послевоенные 25 лет превышало жертвы 25-летнего периода Кавказской войны. Не легче оказалась жизнь в эмиграции, куда северокавказцы выехали к братьям по религии, рассчитывая на помощь. О бесчеловечном отношении к мухаджирам властей тех стран, где были наши расселены, свидетельствует такой пример, приведенный в своей работе ученым Б. Алиевым. В Сирии, в сел. Тель-Геджиль (провинция Хома) из 80 семей, пришедших сюда за короткое время осталось только 12. Здесь и в окрестных селениях детская смертность настолько была высока, что у одних жителей деревни Тель-Сиан из 19 детей остался один ребенок. И это в исламской стране, где горцы мечтали приобрести защиту, покой и справедливость! В обстановке, когда дагестанская диаспора, утрачивая свои позиции как этническое образование, в Турции предпринимаются энергичные меры по сохранению элементов нашей национальности в среде этой категории людей. Трагедией для целых народов (их было семь) обернулась насильственная депортация чеченцев-аккинцев и других. Насильственное по своей сути переселение дагестанцев, в том числе часть тиндалов, на освобожденные ими земли. Магомед Саидов сочинил довольно трогательное стихотворение, посвященное Старой Акнаде. Надеюсь на то, что когда-нибудь со временем сумею достойно перевести его с аврского на русский и опубликовать в оригинале. Вынужден констатировать, что не в лучшем положении оказались дагестанские переселенцы, особенно выехавшие с высокогорья в Чечню. На участке Дарго Веденского района цунтинцы в своем большинстве умерли от малярии, тифа и других болезней, а также от голода. Были случаи, когда в одном небольшом селении за один день хоронили 3-4 человека, иногда целые семьи. Бежавших от этого ада людей вновь и вновь возвращали в эти места. И это в стране Советов! Неожиданный затем пересмотр своих прежних решений без соответствующей подготовки расшатали былую дружбу соседних народов и их доверие к властям. В нынешние годы, годы перестройки и реформирования всей жизни страны, шовинизм и, как его последствие, национализм, значительно обострились, а в некоторых регионах зачастую противоречия принимали антагонистический характер. Как результат укрепления материального и культурного уровня и самосознания народностей такие этносы, как рутулы, цахуры, табасаранцы, агулы из сообщества лезгин выделились в отдельные национальные образования и ныне признаны титульными народами Республики Дагестан. Некоторые же пошли на игнорирование, подают забвению свою принадлежность к той или иной национальности. Андийцы, цезы и другие ратуют за признание за ними статуса конституционного этноса, не признают себя аварцами. Появились и идеи отделения или образования в составе Дагестана своих национальных государственных образований. Таковыми являются "автономисты" среди кумыков, ногайцев и лезгин. Иные считают, что Дагестан должен быть федерацией, образовав на целостной территории мелких феодальных княжеств. Это очевидно, что строить чисто национальное государственное образование на территориях этих национальностей республики со смешанным населением невозможно и не реально. Этносы, особенно малочисленные, имеют тенденцию к бурному росту по численности, что в наше время, когда преобладает отрицательный уклон в численности народонаселения вообще. Например, за 1898-1998 годы численность дагестанцев увеличилась с 614 тысяч до 2121 тысяч. Если в селениях Акнада, Ангида и Аща было по переписи 1886 года около 1 тысячи человек, в прошлом году в с. Акнада (куда входят селения Ангида и Аща) проживало 3 тысячи 60 человек без учета большого отсева последних лет. Это несомненный успех в этническом процессе в республике. Кроме того, газета "Истина" (аварский язык) привела по переписи 1926 года такие данные об образовательном уровне тиндальского и других этносов в горах республики. Здесь беспрецедентный случай колоссального роста культуры дагестанцев. В числе 151 грамотного человека тиндалов не оказалось ни одной женщины, а из 152 грамотных ахвахцев только 9 женщин были грамотными, чамалинцев соответственно 167/0, багулинцев 215/8. Думается, чтобы розыскать сейчас там неграмотных людей, придется старательно потрудиться. При внимательном изучении нашей жизни невольно приходишь к выводу, что если раньше страной управляли с того света (т. е. руководствовались оставленными умершими вождями завещаниями, указаниями), то сейчас нам пытаются навязать перестройку, реформирование извне (из Америки) свои античеловеческие устои, понятия, образ жизни. Вдумайтесь в слова Даллеса, сказанные им еще осенью 1945 года: "Пропаганда секса, наживы, алкоголя, наркотиков, проституции, ценностей американизма, низменного в человеке, и "свободной любви", культа силы, вымывание из информационного и образовательного процессов классической культуры, русской философии, образцов духовного и воинского героизма и т. д. с помощью которых должен быть уничтожен великий русский народ". Идя по "верному" пути "даллесового учения", империализм требует, и мы претворяем в нашу жизнь культивирование цинизма, отрицание светлого, прекрасного, даже направленность против известных героев пушкинских сказок, героев русских былин, русской классики - разрушать, незаметно для читателя, его самое святое. Эти и другие вылазки диверсантов от идеологии не должны оставаться без адекватного реагирования, без отпора, дабы сохранить свой народ, свои нации и народности от тлетворного влияния хваленого Запада. Ведь наш великий предок Александр Невский говорил: "Не в силе бог, а в правде! " Нынешняя Акнада образована в 1957 году из трех селений - Акнада, Ангида и Аща. Ранее, 7-8/IV-1944 года они переселились из Цумадинского района в Ведено (Чечня). Сейчас в Акнаде проживает 3800 человек, объединившихся в 1160 хозяйств. Есть там совхоз - "живой труп" - воспоминание о былом процветающем хозяйстве. В 1957 году, когда я работал в Хасавюрте, ко мне приехали Алиев Расул Багавдинович, Шапиев Багавудин и Гамзатов Магомедсаид из Ведено. Они сообщили мне, что джамааты Акнады и Ащи решили объединиться в одно село и обосновать большое селение на плоскости. Были разные мнения в: Октябрьском, Шаве и другие. Я спросил: старая Акнада входит в чье пользование? Они сказали, что Тисси и Тинди в основном занимают наши земли. - А где расположены их кутаны? - Талкутан и Касамай - хорошие кутаны, заселены цумадинцами. Если с кустарниками справиться, то получится хорошее село, защищенное от наводнений, подземных вод. Кроме того, рядом р. Сулак (вода), тут же лес, некоторое отдаление от райцентра и больших трасс. Это не беда. Я им предложил съездить через Костек на эти кутаны принять решение. Возвращаясь, они, правда, не зашли ко мне сообщить о решении. На селе до колхозного строительства функционировали органы крестьян "крестком", затем "комбеды", в ведение которых входило: земельные реформы, управление вакуфами (мечетские земли, скот, овцы), находящихся в аренде у жителей села, распоряжались харимами (общественными земляками) села, решали и другие вопросы. Крестьянские комитеты взаимопомощи были призваны оказывать непосредственную финансовую и другую помощь малоимущим крестьянским семьям, вдовам и сиротам, передавая им национализированные вакуфные земли. Крестьяне хорошо понимали и близко воспринимали значение кресткомов, как комитетов бедноты. Государство поддерживало кресткомы и финансово и экономически в культстроительстве, в медико-санитарном отношении, в строительстве школ, кульпросветучреждений, дорог, в организации кооперативов, водного хозяйства, а также в правовой защите деревенской бедноты. Всеми этими делами занимался мой дядя Магомед Газимагомедов. В Тиндале, в том числе в Акнаде, колхозы были созданы в 1937-1938 годах, т. е. перед войной. Процесс их организации в нашем небольшом селении шел сложно. Фактически здесь не было кулаков, земля была очень скудной, крупный рогатый скот был, как уже говорили, малочисленный и малопродуктивный. Только овцепоголовье могло составить основу коллективного хозяйства, а то коллективизировали скудные пашни, сенокосы и втянули безграмотный народ в это дело. Приехал в село с этой трудной миссией мой брат Гасанов Магомед. Он в начале переговорил с отцом. Беседа была бурная: отец не хотел расставаться с малочисленным имуществом и ссорился с сыном. Потом, видимо, говорили с родственниками. Организационное собрание, слава Богу, прошло без серьезных эксцессов. В селении было много энтузиастов комсомольцев - Алиев Иса, Магомедов Абдулмуталиб, Чакадов Магомед, Алиева Кусум, Газимагомедов Магомед и другие. Достойную лепту внесли мои земляки в деле ускорения нашей Победы. На войну ушло из трех небольших сел 160 человек, с полей сражения не вернулось 88 воинов. Инвалидами стали Магомедов Нурмагомед, Алиев Иса. Боевыми орденами и медалями были награждены Махаев Али, Газиев Кадир, Рекаев-Деньгаев Абумуслим, Гаджи-Магомедов Магомед и многие другие фронтовики. Рекаев Абдулмуслим имел благодарное письмо от И. Сталина. Бандитов в ауле не было. В труде, в тылу и при восстановлении разрушенного хозяйства среди других достойное место занимает кавалер ордена Ленина Магомедова Аминат. Из числа передовиков колхозного строительства, из акнадинцев, заметно отличился бригадир, участник Великой Отечественной войны Гамзатов Ахмед, человек активный, требовательный. Он являлся неоднократным участником выставок в Москве и Махачкале и получал премии. Из числа выходцев Ангиды сын Ахмедова Гамида Расул недавно избран депутатом Народного Собрания Республики Дагестан. Есть и ученые в Акнаде: кандидаты наук Алиев Багавудин, Магомедов Омаргаджи, Магомедов Магомед, Яхъяев Яхъя, Муртазалиев Магомедрасул (недавно защитил докторскую диссертацию), заслуженные учителя Саидов Магомед, Гаджимагомедов М. Г., заслуженный экономист Алиев Курамагомед, заслуженный механизатор Магомедов Ахмед. В старой Акнаде были лучшие в районе легкоатлеты, неизменно занимавшие первые места на соревнованиях. Это бегуны Абакаров Газимагомед (погиб на войне), Рекаев Багавдин (убит в с. Авторы (Чечня) в 1956 году). Хорошими борцами были Магомедов Далгат, Гамзатов Магомед (погибли на фронте). В Кизилюртовском районе учрежден приз борца Хачаева Абдуллы Магомедовича на первенство среди молодежи по вольной борьбе. Отец Хачалова - ХачIав Магомед был также известным борцом в с. Старая Ангида. Правда, однажды он уступил Гаджиеву Далгату. В проведении соревнований в честь Хачаевых в с. Акнада Кизилюртовского района в 2002 году важную роль сыграли известные в стране тренеры - акнадинцы братья Гасан и Гусейн Джамаловы. Кстати, двое из их братьев - Джамаловы: Джамал - чемпион России среди ветеранов, мастер спорта и Магомед - обладатель Кубка мира (Канада), призер мастер спорта международного класса. Мастера спорта по самбо Муртазалиев Магомедрасул и Гаджимагомедов Магомед (дзюдо) известны в стране. |
|
||||||||||
|