Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

Юсуф-Хаджи

Отдаленность, бездорожье, Юсуф-Хаджи, долгая холодная зима и другие факторы дали повод наряду с некоторыми другими аулами назвать Акнаду "Шамилевской Сибирью". По этому поводу, кроме правдивого рассказа о Юсуп-Хаджи, есть и притча Андийского происхождения.

М-Т. Карахаский в своем "Блеске" пишет, что известный Хаджи-Юсуф Сафаров родом из чеченского аула Алда, в русских документах от 1843 г. именуется "Турецким чиновником" родом из "дагестанцев" и родом "татарином", чей отец "долго" торговал в Кизляре". В этом 1843 году Хаджи-Юсуф был назначен наибом части Малой Чечни, но "на этом участке" он скорее вреден, чем полезен Шамилю, ибо как истинный выкормыш турецкой административной системы выделялся разного рода несправедливостями и взятками, чем заслужил ненависть чеченцев: "

: Имам не хотел обращаться ни к турецким, ни к другим монархам за помощью, полагаясь только на Аллаха.

Однажды Шамиль получил от находившегося в Черкессии некоего Хаджи-Юсупа письмо, полученного последним от Египетского короля с предложением посредничества между имамом и султаном Турции Абдулмеджидом.

Посоветовавшись, Шамиль решил воспользоваться возможностями Хаджи-Юсупа и послать в Турцию делегацию. Юсуп в пути следования вел себя неправильно, хвастался, разглашал тайну делегации имама. Делегация не удалась, и гонцы Шамиля вернулись с дороги назад. Это произошло из-за злополучия Хаджи-Юсупа, - считали люди имама, но уговаривали его перейти на сторону Шамиля с целью затем расправиться с этим ненадежным элементом. Есть и другая версия о Хаджи-Юсупе.

Юсуф-Хаджи был родом из Татарии, по другим данным чеченцем. В 1840 году приехал (через Чечню) из Египта по просьбе Шамиля. Он занимался постройкой укреплений, старался содействовать предприятиям по управлению в военных действиях. Наибам не понравилось возрастание его влияния в обществе. Обвинили Юсуфа в шпионаже в пользу русских. Имам поверил этому и сослал его в Акнаду. Через три года Юсуф-Хаджи бежал к русским, которые приняли его с распростертыми объятиями, он умер в Грозном через год.

Ботлих славится своим удобным месторасположением, садами и, конечно, своим богатым базаром. В один из базарных дней в Ботлихе акнадинец купил у андийца лошадь за 20 рублей, деньги обещал привезти в следующий базарный день. Должник ни на следующий, ни в другие дни не явился. Тогда андиец, потеряв надежду получить долг, решил поехать за деньгами. После долгих утомительных переходов к концу дня он очутился перед отвесной скалой. Это был проход к селу: слева, в ста метрах располагалась Акнада. Гость видит перед собой высочайшую в Дагестане гору Аддала, покрывшуюся в июле вечными снегами. Андиец подумал, что Акнада находится за этой горой и решил простить акнадинцу долг и вернулся домой. Акнадинцы, таким образом, до сих пор в вечные должники у андийцев.

Движение вьючного транспорта допускается с мая по октябрь месяцы, а в остальное время года - по дну ущелья, по речке (преимущественно по льду). Мосты предназначены для перехода пешеходов и вьючного транспорта.

Среди вершин Богоса выделяется Аддала-Шухгельмеэр.

Наиболее выделяющимся среди системы хребтов Главного Кавказского является Богосский массив, который протягивается к юго-востоку около 90 км. Многие склоны гор и хребтов скалистые, разделены узкими и глубокими долинами, ущельями и промоинами.

Здесь обилие речек и ручьев. Глубина рек от 0,2 до 2 метров, скорость течения 1,5-3 метров в секунду. Ширина рек до 15 метров, дно рек твердое, каменистое. Зимой реки, в основном, замерзают, за исключением отдельных источников.

Склоны гор, особенно с севера, бедны растительностью, леса расположены на склонах и по долинам рек. Преобладают хвойные и березовые породы леса, встречаются дуб, граб и другие. Высота деревьев 5-10 метров.

Луговая растительность, в основном, распространяется по долинам и горным плато, до 2800 метров.

Земли, распахиваемые под возделывание сельскохозяйственных культур, по площади небольшие, продуктивность слабая, работа на них трудоемкая.

Слабо развито садоводство.

Климат здесь умеренный, средняя годовая температура воздуха +5. Самая высокая температура достигает в июле-августе до +35. Летом бывают ливневые дожди, вызывающие разливы рек и серьезные бедствия. Самая низкая температура в январе-феврале месяцах достигает 20?С мороза.

Морозы здесь наблюдаются с октября до апреля. Снежный покров не толстый. В это время высока опасность схода снежных лавин. В горах преобладают долинные ветры.

Улучшенными грунтовыми полевыми дорогами представлена дорожная сеть Тиндала. Внутренние - между селом и хуторами пешеходные и вьючные тропы проходят по естественному каменистому грунту, по крутым склонам. Зачастую они проходят по скальным обрывам, которые иногда достигают 70 метров.

ХVI-ХVII века характеризуются процессами усиления феодальных отношений в Аварском Нуцальстве. В это время хунзахские ханы подчиняют своей власти тиндинцев и их соседей. Умаханом Аварским в 1774-1801 годах взимались подати с каждого села, в зависимости от их возможностей, например, с жителей Акнады и Ангида по быку.

Аварцы есть албанцы, - писал академик Н. Марр в 1917 году - это можно установить не только исследованиями языка. Аварское ханство как бы стало наследницей Кавказской Албании, ибо аварцы, их язык, являлись сердцевиной Албании. Это конечно, весьма спорное утверждение. Он доказывал, что аварцы оказали большое влияние на язык, культуру грузин и армян. Это, несомненно. К памятникам христианской эпохи местное население в свою очередь даже в конце ХIХв. относилось с суеверным благоговением, например Датуна - храму в Шамильском районе.

Обиталищем являлись некогда Дагестанские горы и для тех, кто совершал богослужение к востоку и для тех, кто поклялся Западу - иудеям и татам, которые были земледельцами, вели оседлый образ жизни.

Если в Акнада мечеть была построена в 1112 году, как это зафиксированно на стене мечети. Нынче по хиджры 1424 год. Выходит, указанная мечеть была построена 312 лет тому назад. С учетом того, что по хиджры короче на 10 дней и летоисчисление мусульман началось в 622 году по григорианскому календарю годом строительства мечети в Акнада можно считать примерно 1744 год, т. е.259 лет тому назад.

Акнадинцы за строительство мечети не взялись немедленно с принятием ислама и она в два этапа в течение нескольких лет строилась. Думаю, что не в один день приняли ислам на хуторах Михила и Цабагадари. Эти даты, конечно, весьма приблизительны.

Ислам в Ботлихе принят в 1486 году. Тиндинцы говорят, что исламу у них 400 лет. Это говорит об исключительно сложном и противоречивом характере проникновения религии в горы.

В мечети Акнады находилось много ценных видов книг, рукописей, множество письменных источников истории села, которые при переселении весной 1944 года в Ведено в суматохе (ведь было объявлено, что в течение двух суток надо покинуть село) остались в хранилище "Дома Аллаха" и пришли в негодность. Там же хранили люди, опасаясь репрессий, "идеологически вредную" литературу, которая пропала.

Арабист из Акнады Шапиев Хабибула многие годы собирал и обрабатывал сведения об Акнаде и Тиндале вообще вплоть до ВОв. Накоплен был ценный материал. За 11 дней до переселения в Чечню он умер. Его сочинения были отданы при выезде из села кунакам из Тинди на хранение. Безответственные люди погубили многолетний труд этого человека. Вот почему с трудом удается написать об истории Акнады, Тиндала.

Как известно, первое упоминание о Тиндале, как этносе относится к началу нашей эры, значит, приблизительно история Акнады началась в начале нашей эры, т. е. 2 тысячи лет назад, ибо всеми признано, что Акнада старше по возрасту Тинди.

Историк древнего Рима Плиний (23-79 гг. н.э. ) в числе жителей Дагестана называет первыми "тиндийцев", т. е. тиндалов, которые по-местному еще упоминались как "Иди", "Идиял". Они проживают, указывает ученый, по правому берегу верховий Андийского Койсу. Что характерно, названия многих этносов и населяемые ими местности Кавказской Албании, языковые структуры созвучны нынешним Тиндальским, Чамалальским, Андийским наречиям аварского языка.

Отсюда можно заключить, что проаваро-андо-цезский язык преобладал над другими языками Кавказской Албании.

Тиндальцы как объединение свободных обществ в горах были известны очень давно.

В пору смертельной опасности независимости Дагестана со стороны мощных сил Иранского шаха Надира, андалалы наравне с другими этносами горцев с горячим призывом о помощи обратились к тиндалам.

В аварской народной песне поется, как люди Андалала обратились к племенам соседним, к братьям по вере:

Эй, вы, гидатлинцы, и вы келинцы?
Эй, вы, телетлинцы и какрихинцы!
Багвалал, чамалал, Каралал и Тиндал,
Антлратал, Хиндалал и весь Салатау, -
Поспешите, братья, на помощь братьям!
Б. Г. Алиев.
("Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей")
Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.