Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

Танцующий камень

В высокогорье наблюдается ряд неизвестных, или малоизвестных даже альпинистам явлений: кислородное голодание, яркий, ослепляющий свет, изменчивость погоды с резкими перепадами температурного режима, галлюцинации и другие.

Памятная доска (т.е.  картон) на которой швейцарские туристы оставили свои фотографии и подписиПамятная доска (т.е. картон) на которой швейцарские туристы оставили свои фотографии и подписи
id:788

Верхний слой мерзлоты (почвы или верхнего грунта) может отделиться от земли и при неосторожном следовании по нему вызвать лавину наподобия снежной. Поэтому ходить к высокогорью следует очень осторожно. Мне альпинисты-спасатели рассказывали о сучае гибели на Аддала швейцарки Чакрати. Дело в том, что она не знала об особенностях высокогорья. Иностранка неосторожно ухватилась за большой камень, который с легкостью отделился от грунта земли, и, навалился на нее, придавив альпинистку насмерть.

Есть в горах понятие "танцующий камень" - это когда камень на мерзлоте лежит очень ненадежно и легкое прикосновение к нему может привести его в движение. Так было со швейцарской гражданкой. Ходить в альпинисткий поход следует после получения тщательной консультации у местных ходоков, и с ведома местных организаций.

Тиндальское ущелье является одним из основных участков Цумадинского района Дагестана. Хваршинское ущелье, далее Ункратль с авароязычным населением, Чамалал левобрежная территория Андийского Койсу до границ Ботлихского района и Багулалы.

Не берусь утверждать, что смогу перечислить все естественные богатства флоры и фауны Тиндала. Но убежден в том, что, если пользоваться всеми дарами наших лугов, лесов и долин и направить их на лечебные и профилактические нужды населения, то необходимость в аптеках сведется до минимума.

Думаю, что наши дорогие доктора уже убедились в целебных свойствах местного напитка - меда.

Если засушить на зиму цветы, листья, стебли, корки и корни трав, деревьев, дефицита в витаминах горцы чувствовать не будут.

Наши предки знали секреты рационального, здорового питания, умели сочетать в правильных пропорциях продукты растительного и животного происхождения, кислое и сладкое, горькое и соленое.

Подумать только, сколько разных сортов, подгрупп одних грибов растет в Тиндале!

Побывавшие в горах Тиндала, особенно в Акнаде, Ангида ученые ботаники не без основания назвали эту местность аптекой мира.

Древнейшие растения мира - рододендрон и папоротник - лечат от глистов, подорожник - от кожных болезней, овес - желудок, ромашка аптечная - противовоспалительное средство, щавель - от поноса, укроп, мята, полынь, зверобой, малина, земляника, одуванчик, крапива, чеснок (культурный и дикий), клевер, люцерна, брусника, валериана, смородина, чабрец, тмин, хмель, черника - всего и не перечислишь. Аптека на деревьях и кустарниках с успехом может использоваться для укрепления здоровья человека.

Села, как правило, строились на скалах, иногда над самой рекой.

На плоских крышах грунт трамбуют для предотвращения прохождения влаги в помещения довольно массивные каменные катки (михир).

Встречаются в старых постройках деревянные скрипучие тяжелые двери, на которых при движении громыхают внушительные кольца-ручки. Закрываются эти двери засовом. Ворам проникнуть через них не очень просто.

Архитектура, кладки стен в 5-6 этажей и их прочность, расположение помещений (на первом этаже хозяйственные помещения, на верхних этажах - жилые комнаты, гостиные), их разнообразие вызывает восторг, так же, как аркообразные причудливые детали построек.

Ввиду продолжавшегося до начала прошлого века натурального хозяйства торговля в Тиндале находилась в зачаточном состоянии.

В обиходе деньги имели мизерное хождение, в основном производился бартер. Как эквивалент использовались овцы, бык, мерка зерна. Мерами длины были ширина указательного пальца, вершки, локоть, шаг и т. д. Такими же приблизительными были мера веса, объема и другие измерения.

Ремесло представлено было в виде обработки дерева, железа, цветных металлов.

Чечевица также прославила тиндинцев (есть даже частушка на эту тему). Основные здешние культуры - рожь, конские бобы, горох, лен, конопля, просо, пшеница и др. Славятся тиндалы сыроделием отменного качества. Брынза изготавливается путем свертывания молока соком из поджелудочной железы.

Сено и солому на корм скоту перетаскивали на своем горбу в основном женщины, в лучшем случае возили на ишаках.

Обмолачивание урожая происходило по-старому: целый день волокли быки по соломе с зерном две большие доски, напоминающие лыжи с вмонтированными снизу камнями по кругу молотильной площадки.

Размельченную солому деревянной лопатой бросали против ветра, чтобы отделить зерно от пустой соломы. Это трудоемкий, изнурительный процесс.

Альпийские луга здесь похожи на ковры из живых цветов, сотканные кудесницей - природой.

Здесь только увидишь кавказский рододендрон-реликт, сохранившийся в этих горах с тех далеких эпох, когда земля еще не знала холодов.

Ценное медицинское сырье - душистые земляника, малина, смородина, брусника, рябина - здесь остается без должного внимания: некому их собирать и обрабатывать. Дикий мед - никто не собирает. Здесь временами идет охота на водящихся в изобилии оленей, косуль, туров, медведей, зайцев, барсуков, куропаток.

Спустившись в глубокие ущелья, можно наблюдать, как Кила бурлящим потоком с грохотом несет свои воды в узких скальных шлюзах. Здесь местные жители строят незамысловатые мосты или просто перекидывают с одного берега на другой два-три бревна.

Ткачи, швеи, вязальщицы, строители, каменотесы работали, как правило, для удовлетворения собственных нужд, редко близкого окружения.

В Акнаде были искусные кузнецы, например (Газимагомедов Муртазали) и другие мастера своего дела, такие, как сапожник Охмачев Ахмед.

У тиндалок были довольно сложные деревянные ткацкие станки для выработки сукна (сугур), пригодного для шитья верхней одежды, которую они изготовляли с большим мастерством.

Основным занятием здесь являлось овцеводство. Отары паслись на высокогорных пастбищах с сочными кормами. Поскольку на правобережных склонах снег долго не задерживался, небольшого запаса кормов хватало на содержание имеющейся живности. Для этого в горах сооружались помещения (мархьи) для загона на ночь и в очень пасмурные дни. Поблизости создавался необходимый запас сена.

Длительное стойловое содержание скота также требовало заготовки кормов, и в долгий зимний период крестьяне должны были трудиться, не покладая рук.

В основном разводили овец курдючной породы. Их стригли два раза в год - осенью и весной. Прекрасные альпийские луга в горах и богатые долины, изобилующие сочными травами, благоприятствовали развитию овцеводства. Здесь не привилось птицеводство, пчеловодство. По мере развития производительных сил охота перестала быть источником пропитания и превратилась в развлечение для немногих любителей.

Богарное, малоземельное хозяйство давало низкие урожаи. Посадки карликового ячменя, проса, льна, моркови, гороха и пшеницы не могли удовлетворить нужды жителей местных сел. Поэтому нередко совершались грабительские набеги на грузинские и другие земли. Зимой отходничество в Чечню, Азербайджан и Грузию было обычным делом. Волы использовались, как производители, а также, в молотьбе зерновых, пахоте и как мясное поголовье. Лошади, ишаки служили гужевым транспортом, но гораздо чаще грузы переносили женщины, так как не было нормальных дорог. Можно представить, как нелегко им приходилось, ведь об арбе, санях и других транспортных средствах они и понятия не имели.

Хозяйственная деятельность акнадинцев зависела от природно-климатических условий, от уровня социально-экономического развития села. Данные переписи 1886 года свидетельствуют о довольно развитой по тогдашним меркам экономике акнадинцев. В 1886 году в Акнаде имелись: пахотные земли на 875 мерок семян, сенокосы на 609 вязанок, баранов - 3007 голов, коров 160 голов, телят - 99 голов, волов - 152 головы, ишаков - 37 голов, лошадей - 7 голов, мельниц - 2.

Население составляло к этому времени - мужчин 305, женщин 333, всего - 638. По переписи 1916 года мужчин - 335, женщин - 339, всего - 674 человека.

Первая перепись советского периода тиндальцев проводилась в 1926 году. По численности населения Тиндалов данного года - 3812 человек. А последующие данные о тиндалах являются приблизительными, т. к. они были зачислены в аварцы. По Д. Дешерьеву в 1958 году - тиндалов было 5000 человек. В 1967 году Т. Гудава называет также 5000 человек тиндалов. Видимо, здесь не учтено население Акнады Кизилюртовского района.

Возделывались в тиндальском ущелье ячмень, пшеница, просо, рожь, овес, горох, морковь, чечевица.

Инструменты обработки полей мотыга, кирка, лемеха, серпы, соха, деревянная лопата, вилы, топор. Доставка урожая в тока, молотьба, просеивание здесь все еще делаются дедовскими способами. Это не значит, что новизны в Тиндале нет, наоборот, здесь на лицо проникновение во все стороны жизни цивилизации.

Формы собственности Тиндалов:

  1. общинные земли ("хIарамы") - пастбища, леса, покосы, пашни,
  2. позже вакфы - арендуемая мечетская собственность - живность, пашни, зерно, жир для освещения помещения и т. д.,
  3. индивидуально-семейная собственности - мулк.

Собственности в виде рабов, крепостных крестьян у помещиков не было. Нанимали бедных людей на временные, сезонные работы без всякой личной, имущественной зависимости и принуждения.

Дагестан, как составная часть Кавказа, многонационален. Наряду с официально признанными конституционными национальностями, в нем проживает значительное количество малочисленных народностей со своими языками, отличительными чертами характера, обычаями, бытом. Но в основе их всех лежат присущие им: общность духа и облика, психология, культура и единое историческое прошлое.

В составе аварской национальности существует также много малочисленных народностей, не имеющих своей письменности и говорящих на языках отличных от аварского литературного языка. В их числе заметное место занимают тиндалы, это жители селений Тинди, Акнада, Ангида, Аща, Тисси-Ахитль, Цумада-Урух, Эчеда Цумадинского района, общая численность которых составляет 20 тысяч человек. Они компактно проживают больше всего в г. Махачкале, Кизилюртовском и др. районах. Значительное количество, особенно молодежи, выехало за пределы республики, гонимые неурядицами нынешнего времени.

В процентном отношении аварцы в Дагестане в начале ХIХ века составляли 21%, а сейчас 28%. Правда, и места расселения, в последние полвека значительно изменились за счет плановых переселений.

Предания старины гласят о том, что Акнада старше даже главного селения тиндалов Тинди. О том, что на территории Акнады в древности жили люди и о почтенном возрасте села свидетельствуют также некоторые находки (бижутерия, предметы обихода, охоты) в грунте развалин (Агьабалъи, Улала), в районе которых на горе находилось, по преданиям, первичное стойбище акнадинцев. От этого места к югу шла довольно широкая ровная дорога вплоть до конца горы Жижакъур и далее, остатки которой можно заметить при внимательном рассмотрении всей трассы. На взгляд современного человека, эта дорога не имела какого-либо значения.

Расстояние от Агвали до Тинди 17 км. Из Тинди до Акнады около 8, летом дорога пролегает по горам, через Хилала по склону, зимой по речке некоторые смельчаки умудряются проехать на машинах до Акнады.

От "Сулака" по берегам речки, условно назовем ее Цабагадаринкой, до реки Кила, что на территории Тинди, к которой с Севера и юга присоединяются многочисленные речушки - на всем протяжении южных склонов произрастают нежные луговые травы, кустарники между огромных скал. А на северных склонах, вплоть до альпийских лугов, сплошной лесной массив смешанного типа наподобие средней полосы России. Здесь в изобилии лесные и луговые ягоды и плоды, созреваемые в разное время, а также лекарственные растения всех сортов. Бесчисленные холодные, прозрачные, чистые, как слезинки ручейки, экологически чистые продукты, озон, без всякой смеси дыма, выхлопных газов, промышленных отходов, пыли и других неприятностей, а также солнечное лето. Редкое явление засуха или слишком дождливое лето. Эти места летом делаются курортными, рай для охотников и любителей собирать ягоды и плоды.

Как везде в горах, само село Акнада было построено на неудобном месте, под высокой скалистой горой Жижакъур, на крутом склоне. Зимой солнце восходит только на 2-3 часа. В оборонительном значении это была естественная крепость. На остатках стен старых построек выбиты разные изображения. На сохранившейся стене нашего дома, который стоял, прислонившись к Верхней Башне, имеется выбитый в камне рисунок, напоминающий свастику.

Имеются также разные изображения на стене дома моего двоюродного брата Исаева Магомеда. Это говорит о том, что этот край был заселен далеко до исламского и христианского периодов, когда рисовали эти знаки.

Есть вполне вразумительное объяснение, почему село оказалось на таком неудобном месте. Случилось так, что какие-то одетые в одежду из необработанной кожи, люди из неизвестного племени неожиданно напали на слабо защищенное, но зажиточное село и ограбили. Чтобы не повторилось подобное, взялись раз и навсегда решить вопрос обороноспособности села. Имея всевозможные естественные преграды для безнаказанного проникновения в село: две пересекающие перед селом речки, с тыла неприступная скала с одной лишь тропой и хорошо просматриваемые из села два прохода к селу в виде щели и село становилось неприступным.

Через эти щели может пройти один навьюченный ишак. Акнадинцы построили две оборонительные башни с потайными ходами между ними, к речке. Видимо, в средние века набеги друг на друга в горах были обычным делом. После принятых мер защиты, все же врагами оно с хитростью было взято на короткое время и ограблено. Дело было, якобы, так. Одним ранним утром видят, что недалеко на лугу пасутся два недюжинных медведя. Потеряв бдительность, охваченное охотничьим азартом, мужское население, распахнув ворота, выбежало на "охоту". Тем временем, поджидавшие грабители ворвались в крепость и, захватив с собой все, что было возможно, поспешно удалились. На удивление "охотников на медведей", они, оказывается, шли на одетых в медвежьи шкуры людей, которые, помахав шкурами "объегорившим" преследователям, ушли безнаказанно.

Тиндинцы в общении себя называют сельчанами (гьантлисе), т. е. из села я, имея в виду, что живет в с. Тинди, а не на хуторе. Хуторяне не называют себя тиндинцами, а говорят, из какого хутора они. Это своеобразие, характерное только тиндинцам. Характерно и то, что, если при образовании Аккинского общества процесс происходил в основном за счет переселения с гор Лам-Акки, то образование некоторых горных племен, сел происходило от обратного - с плоскости в горы переселения людей.

Люди уходили в горы под напором более могущественных этносов, кочевавших по прикаспийской низменности, опасаясь постоянных войн, столкновения между разными племенами.

С V века в Дагестане насаждали христианскую веру армяне, затем в Х-ХII веках - грузины старались продолжить не без успеха дело своих предшественников. Грузины, армяне приняли христианство из Византии. Сирия тоже немало сделала в попытках христианизировать дагестанцев.

В жизни тиндалов встречаются архаизмы периода нашествия христиан - грузин, армян и сирийцев на Дагестан.

В Дагестане христианская религия и ислам имел попеременный успех. Здесь господствовали в начале армяне, затем грузины.

Полуразрушенная нижняя башня еще сохранилась, на камне у основания виден православный (грузинский) крест. Значит, во время строительства этой башни местное население исповедовало христианство. На берегу речки "Техатли" выступают могилы и на надгробных камнях высечены аджамом имена мусульманские, а фамилии христианские (например: Петра сын Ахмед и т. д.).

Есть и другие сведетельства, говорящие, что здесь основательно работали и действовали продолжительное время христиане, а затем мусульмане, может быть те и другие одновременно. С ХIV века ислам набирал силу. Процесс полной исламизации дальних регионов (Тиндал и др. ) Дагестана продолжался до ХVII века, носил мучительный, разрушительный и кровавый характер. Поэтому установить возраст нашего села пока не удается.

Шейх Загалав окончательно решил этот вопрос (умер он в 100 летнем возрасте в одну ночь с имамом Шамилем. Это было в 1871 году 4 февраля). Христианские предметы могут дать разные сроки, ибо даже переходный период от христианства к исламу насчитывал несколько десятков лет в Тиндале, а по республике - столетия. К концу ХIV века не все дагестанцы были мусульманами, (к примеру, кайтаги, тиндалы и др. ) в войне с Тимуром на защиту Родины вместе выступили мусульмане - аварцы (Хунзах), лакцы (Кумух) вместе с кайтагцами.

Как известно, ботлихцы ислам приняли в 1485-86 годах, затем приняли его в Ункратле, значит конец ХVв. - время проникновения ислама в Цумаду.

Абумуслим-Шейх в 735-36 годы был в Хунзахе со своим отрядом. Его братья Мухамедхаджи в Бавтугае, Муслимшейх - там же Асильдаршейх похоронены в Аркасе.

Христианство в Дагестане распространялось еще ХХ веков тому назад, т. е. гораздо раньше, чем в России.

Если распространение ислама на юге Дагестана отмечалось в IХ веке, то христианство являлось доминирующей религией, проникшей с запада из Армении, Грузии задолго до этого, вытеснившей язычество.

Ислам получил наибольшее распространение в ХIVв. в связи с вторжением в 1395-96 гг. в Дагестан Темирлана. Тем не менее христианство продержалось вплоть до начала ХХIII века, о чем свидетельствуют надписи на надгробных камнях - памятниках, камни - кресты, металлические изделия, найденные в ангидиских хуторах Ангила и других.

Селение Ангида берет свое начало от стоянок Гъванна Ангиола, где имеются остатки могил, вероятно, переходного от христианства к исламу периода. Поэтому, наверное, в языке Тиндалов встречаются христианские (армянские, грузинские) слова (ясикIо, ихакIо, таликIо, микIекIа от слова бичIикIо и т. д.).

Надо полагать, как всегда при коренных переменах, и здесь не обошлось без отсутствия мостов, переправ через Митлуда, Андийское Койсу и удаленность спасали тиндалов, Ункратль от нашествий, вторжения и поэтому здесь ислам был принят позже и не без насилия. В Цумаду часть людей переселялись из Чечни (къиялъ) (кенхи). Сохранности христианства препятствовали традиционные связи и близость с христианской Грузией.

Наряду с сушкой на зиму мяса в Тиндале практиковались сушка и хранение курдюка. Он висел 5-6 лет, желтел и истекал маслом. Старые курдюки и их количество свидетельствовали о степени зажиточности крестьянина.

По-разному отмечают в горах появление на свет телят. В первые дни молоко коровы собирают, в некоторых селах из него варят курзе. У нас же варят кашу с приглашением близких родственников и соседей.

В Цабагадари угощали такой кашей людей, остаток отложили. За увлеченной беседой забыли о дожидавшемся в темном углу старике. Последний поняв, что не дождаться ему каши, если будет молчать, решил напомнить о себе: "Эй, люди! Скажите мне - или каша кончилась, или людей не стало подать ее мне?" После этого спохватились и накормили старика.

Правда, перед Великой Отечественной войной при мне старики утверждали, что со времени окончательного принятия в Акнаде ислама прошло 200 лет, значит, лишь в первой половине ХVIII века утвердился ислам в этих местах. Процесс, конечно, шел долго и трудно. Видно, грузины здесь поработали основательно, так же в свое время арабы, монголы. Из Хварши Загалав построил в Тинди мечеть и служил там имамом, укрепляя ислам и упрочивая его устои в широких слоях населения. Минарет к мечети построили акнадинцы-каменщики по именам хIутI (насекомое) и тIамур (пандур - струнный музыкальный инструмент). Этот минарет ХIХ века и ныне стоит после небольшой рекоснтрукции, украшая облик села.

Ханзанский (хайдакский) хан Адзенарсе в Х веке исповедовал три религии: в пятницу он посещал мечеть, в субботу он молился с евреями, в воскресенье - с христианами. Все три религии здесь были в силе, и представитель каждой веры считал верной свою и проповедовал ее.

В Дагестане был еще Мажус - религия, тогда, когда была мусульманская вера в полной силе.

Например, люди нынешнего Кубачи в это время были мажусами (язычниками). Мажусы имели свой обычай захоронения - усопших мужчин приносили в одно место, женщин - в другое. Содранное с тела мужчины мясо бросали крысам, а женского тела - воронам. Кости каждого усопшего в мешках вешали на стене его дома, и указывалось, чьи кости там содержатся.

Об этом я пишу здесь (газета "Истина" за 13.03.03 г. ) потому, что некоторые признаки былого язычества в Тиндале находили раньше.

Зато с появлением Темерлана затухшая религия мусульман начала процветать, т. к. арабы в основном были изгнаны, их роль взяли на себя местные мусульмане.

Проникновение религий происходило двумя путями только с юга:

- по побережью Каспийского моря - Дербент - Семендер", далее

- из Грузии - Ахметовский район - через Кодорский перевал в Цунту далее по реке Митлуда (Чамалалы) - Андийское Койсу - Буйнакск (Кафыр-Кумух).

В Акнаде есть, например, тухумы, названия которых указывают, что они, потомки пришлых людей (Гертле, Георгий, квантле, хадолал и другие "лаги").

Покойный Магомед Омаров из Ангиды (бывший работник милиции) рассказывал, что род Димитрилал произошел от мальчика Дмитрия, который при набегах на Кахетию был похищен и привезен в село, через определенное время как велось в горах, стал членом общества, женился и пошли потомки.

Однако, не забывали в горах о происхождении каждого тухума (штрафники - пришельцы из-за убийства, пленения) и взаимоотношения с ними были ограничены (породнения, браки исключались). Есть такой тухум в Зубутлях Казбековского района (выходцы из Акнады).

В середине века в Аварстане еще исповедовались и христианство, и ислам вперемешку, одновременно. На надгробном камне надпись: здесь похоронен сын Георгия Магомед, говорит, несомненно, о переходном периоде от православия к исламу.

Совсем недавно в Тиндале проявлялись в обиходе остатки времен огнепоклонения (язычества) до христианства. Зимой устраивали костры, поджог сенокосов. Наиболее укромные и темные места, где могли по представлению людей, прятаться миифические существа, брызгали горячей водой, чтобы сварить их ноги.

Первичные жилища, стоянка древних акнадинцев находились повыше нынешнего села, казалось бы, на благоприятном месте. Воспоминание о нем еще живо, это место называется Развалина. Интерес к себе вызывал еще хутор "Улала", где при земляных работах находили предметы каменного, медного периодов: разноцветные бусы, безделушки. Исследованиям это место не подвергалось. Полагают, что это было стоянкой древних.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.