![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Бесписьменные народыМагомед АбдулхабировВ связи с публикацией уважаемого Магомеда Ахмеднабиева, ко мне обратилась незнакомая Шамсият Султанбекова из мною высокоценимой газеты «Истина». Очень много дум и впечатлений в этой связи у меня и для их изложения потребуется много времени, но я пришел сегодня домой усталый после трех операций и завтра предстоит еще две тяжелых операции. Поэтому я напишу торопливо и тезисно. ![]() id:000010009175 Мне очень приятно было услышать красивейшее в мире имя Шамсият, ибо это имя и восхитительной моей сестры, которая к прикованной пять последних лет жизни к постели маме проявила величайшее внимание и заботу. Я благодарно склоняю голову перед своей сестрой Шамсият. Мои прощальные размышления с матерью на чамалинском языке под названием «Илулъ х1адисал» («Хадисы матери») были опубликованы главным редактором Али Камаловым в журнале «ХIакъикъат». Чамалинцы, живущие в Дагестане, Москве и Украине, выражали мне свое удивление и свою радость. Это была первая публикация на чамалинском языке в истории Дагестана. А разве нельзя на радио, телевидении и в СМИ выделить немного времени и место и для бесписьменных народов Дагестана, что послужило бы проявлением уважения к языкам, чувствам и мыслям этих народов!? В школу я пошел, не зная аварского языка и за десять лет учебы не было ни одного урока об истории, культуре, песнях, фольклоре, языке, традициях и чаяниях чамалинского народа. Разве это нормально? За всю историю Дагестана ни одного чамалинца не направили на учебу в Московский Литературный институт. Не достойны? Много и правильно говорят о развитии туризма в Дагестане. Еще в Советское время был план создания горно-лыжной базы за 6 млрд. рублей на фантастически красивой Хонохской вершине Цумадинского района. До сих пор не построили, ибо цумадинцев не было, нет и никогда не будет среди руководителей Дагестана. Никогда в Дагестане чамалинца не допустят быть ректором университета, ибо в Дагестане свои своих выдвигают. Надо было бы замечать талантливых людей и среди чамалинцев тоже. Проблем, в том числе и очень болезненных, связанных с историей, современностью и будущностью бесписьменных народов Дагестана, много. Через 500 лет эти народы и языки могут исчезнуть, и это станет потерей для всей мировой культуры. По этому поводу я переписывался и беседовал с академиками Дмитрием Лихачевым и Гаджи Гамзатовым и председателем Госсовета РД М.М. Магомедовым, с профессорами Р. Абдулатиповым, С.Арутюновым и А. Кибриком, а также с представителями ЮНЕСКО. По всем международным канонам у сверхмалочисленных народов Дагестана есть основание для своего юридического определения как народ. При правительстве РФ есть специальный комитет по малочисленным народам Севера России с выделением серьезных средств для их социально-культурного развития. А кто прицельно занимается в России проблемами малочисленных народов Дагестана. А разве есть чамалинец-депутат в народном собрании Дагестана и в Госдуме РФ, чтобы отстаивать интересы моего народа. Чувствуется, что Магомед Ахмеднабиев основательно изучает проблему сверхмалочисленных, бесписьменных и исчезающих народов Дагестана. И надо не критиковать его, а прислушаться внимательно к его предложениям и искать в них положительное. Надо бы организовать серьезное совещание с участием руководителей Дагестана, России и ЮНЕСКО для рассмотрения этой проблемы. Я бы пригласил из Германии на этот маджлис и талантливого кардиохирурга Асланбека Дубаева (чамалинца) - человека разносторонне одаренного и владеющего чамалинским, аварским, русским, английским, немецким и французским языками. Пригласил бы и Саида Саидова из Малайзии - крупного чиновника, владеющего также багвалинским, русским, английским и арабским языками. Пригласил бы и многих других, чтобы показать талант и бесписьменных народов. А в связи с переписью лично я всегда (в том числе и в советское время) писал, что я по национальности «чамалинец-аварец». Таким я себя чувствую и от этого не откажусь. Не стоит требовать, чтобы я был только чамалинцем, ибо я не могу отказаться от Махмуда из Кахаб Росо, Алихажи Инхойского, Гамзата Цадасы, Шамиля из Гимры, Абдурахмана Даниялова из Гуниба и многих других великих аварцев. Но я не имею также ни морального и ни юридического права отказаться и от принадлежности к языку и народу моей матери и моего отца. И последнее, сегодня, когда именем ислама дагестанцы убивают и заказывают дагестанцев на убийства (в том числе даже врачей) не стоит политизировать эту проблему, но ее надо рассматривать спокойно, взвешено и с большим взаимоуважением. Если сегодня начнем напрягать дагестанцев и по этой проблеме, то спокойствие это не принесет. Но уклоняться от рассмотрения этих вопросов тоже не разумно. Сегодня я желаю всем народам Дагестана мира, согласия, мудрости и созидательности. Хочу, чтобы наш родной Дагестан шагал по дороге в XXI век, а не укатился в мракобесие средних веков. Сегодня главное для всех нас и, прежде всего, для меня беречь Дагестан, который в мире воспринимают как самую криминальную и коррумпированную республику. |
|
||||||||||
|