Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

Перепись- как инструмент ассимиляции

Ни один коренной народ республики не имеет статуса народа, а ФЗ №309 2007г. запретил этим народам получать образование на родных «нерусских» языках. Как известно «Язык- последняя крепость сдаваемая народом». Имея плачевный опыт Переписи- 2002 года, когда коренные малочисленные- андийцы, ахвахцы, бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, каратинцы самоопределились, аварская элита решила испытать «дурочку», например, самоопределившихся каратинцев и андийцев, запустив их дальнейшее членение на анчихцев, тукитинцев, кванхидатлинцев, мунинцев и т.п. При этом в газете «Новое дело», обвиняются «провокации» питерских и московских этнологов, которые, якобы», задумали коварную акцию по искусственному расчленению аварцев на несколько национальностей. О безосновательности опасений аварских этнокриминальных политиков свидетельствуют труды директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук Валерия Тишкова, по его словам, этнологи пытаются собрать воедино стремительно распадающийся на этнографические группы аварский народ. Под этнонимом "аварцы" будут объединены все этнические группы аварцев, многие из представителей которых категорически против ассоциации их с ними. 13 андо-дидойских народов будут лишь подпунктами в разделе "аварцы".

Профессор Тишков признает, что принудительно переписывать национальность тысяч людей - это совершать насилие над частью общества. Андо-дидойцы помнят, что по переписи 1926 года их было более 44 тысяч человек. Конечно, сейчас их будет больше- около 200 тысяч человек. У них есть свои культурные центры, объединяющие интеллигенцию, которые периодически требуют возрождения прав своих коренных малочисленных народов, издают газеты. Их поэты и писатели, с учетом их, как минимум- трехъязычности, творят на русском, аварском, а так же на своих родных «неаварских», «нетитульных» языках, ведут просветительскую работу, ратуя на возрождение и сохранение истории, культуры, языков своих народов.

Не вина, а беда авароязычных племен, не путать с коренными андо-дидойскими народами, что у них нет единства. Вина лежит не на этнологах, а скорее на этноклановом руководстве Дагестана, которое на словах берется представлять все 30 коренных дагестанских народов, поделив их на 14 «титульных» и 16 «нетитульных». Фактически оно действует только в интересах аварской и даргинской этнокриминальных элит используя имперский принцип «Разделяй и властвуй». Интересы самих простых аварцев и даргинцев, не говоря о других, тем более «нетитульных» народов им не интересны, отрывая их от соплеменников в других регионах России и разделенных народов аварцев, лезгин, цахуров, рутульцев, цезов, бежтинцев, проживающих на исторической территории в Закавказье. Принятие ФЗ №309 2007г. отрезвила только малую часть интеллигенции, которые начали понимать, что не грезится, а реальны угроза ассимиляции- русификации. Когда же какие-то этнокультурные группы пытаются поставить вопрос о своей самобытности, выступают против ассимиляции уже аварцами, то "антиимперские" аргументы с легкостью меняются на диаметрально противоположные.



Приложение №1 Данные материалов посемейной переписи населения Дагестана 1886г.

НародностиВсегоПроцент
Аварцы11971120,20
Кайтагцы143562,42
Андийцы75751,27
Кубачинцы22320,37
Каратинцы72171,22
Даргинцы10716818,08
Дидойцы48440,82
Табасаранцы276674,66
Багулалы14740,25
Агулы68301,15
Ахвахцы35850,61
Кюринцы10328817,42
Ботлихцы13830,24
Рутульцы119852,02
Годоберинцы8870,15
Цахуры51650,87
Чамалальцы38890,66
Азербайджанцы136972,31
Тиндинцы32620,55
Кумыки6083610,26
Хваршинцы14060,24
Ногайцы25560,43
Гунзебцы7930,13
Евреи92101,55
Капучины23300,39
Таты36090,61
Казикумухцы483168,15
Чеченцы9101,55
Арчинцы8040,14

Гинухцы не указаны видимо вошли в состав капучинов. Прочие народы русские, поляки, немцы, персы, армяне, грузины и прочие.

Анализ арифметических комбинаций по коренным народам Дагестана по переписи 1886г:

Вариант 1- фактический:

1) аварцы- 119711(20,20%);

2) даргинцы- 107168(18,08%);

3) кюринцы- 103288(17,42%).

Вариант 2- не устраивающий и шокирующий аварскую элиту, но предпочтительный для лезгинов:

1) аварцы- 119711(20,20%);

2) даргинцы- 107168(даргинцы-18,08%) + 14356(кайтагцы-2,42%)+ 2232(кубачинцы-0,37%)=123756(20,87%);

3) кюринцы- 103288(кюринцы-17,42%)+ 27667(табасаранцы-4,66%)+ 11985(рутульцы-2,02%)+ 5165(цахуры- 0,87%)+ 6830(агулы- 1,15%)= 154855 (26,22%).

Вариант 3- устраивающий «государствообразующих» аварцев:

1) аварцы- 118711 (аварцы-20,20%) + 36300 (13 андо-дидойских народов-6,20%)= 155011(26,40%);

2) даргинцы-107168 (даргинцы-18,08%) + 14356 (кайтагцы-2,42%)+ 2232 (кубачинцы-0,37%) =123756(20,87%);

3) кюринцы (кюринцы-103288 (17,42%)+ 27667(табасаранцы- 4,66%)+ 11985 (рутульцы-(2,02%)+ 5165(цахуры- 0,87%)+ 6830(агулы-1,15)+ 804(арчинцы- 0,14%)=15659 (26,22%).

Вариант 4- устраивающий «государствообразующих» аварцев, шокирующий и не устраивающий лезгин и даргинцев:

1) аварцы- 118711 (аварцы-20,20%) + 36300 (13 андо-дидойских народов-6,20%)= 155011(26,40%);

2) даргинцы-107168 (даргинцы-18,08%);

3) кюринцы- кюринцы-103288 (17,42%).



Приложение № 2- Всесоюзная перепись 1939 г. Словарь национальностей (РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.205 (Материалы к словарю национальностей по переписи 1939 г.) Л.25-34)

Народности ДагестанаСамоназвания
а) АВАРЫАварцы, аварал, авар, маарулал, маарулчи, хунзахцы, хунзакау, анцухцы, джарцы, цорцы.
 Андийцы, андии, кваннал, кваннав, андисел, андисев, мунийцы, кванхидатлинцы.
 Ботлихцы, буйхатли, батлкхал, ботликхев.
 Годоберины, годоберинцы, годоберисел, годоберисев, хибдитли адами.
 Чамалалы, чамалали, чамалалду, чамалалдубе, чамалинцы, чамалальцы, гигатлинцы.
 Каратинцы, киртлеи, киртле, каратины, каратайцы, калалал, тукитинцы, кирди.
 Ахвахцы, ахвахи, атлватли.
 Кванодины, кванодинцы, квантлгеква, багулалы, багвалалы, тлибишу-тлиссинцы.
 Тиндии, тиндинцы, тиндалы, тиндал, тиндисев, идерилал, идери.
 Цезы, цеза, дидои, дидо, дидойцы, цунтинцы, цунта, гинухи, гинухцы.
 Хваршины, хваршинцы, кедаэс-гиква.
 Бежитины, бежитинцы, капучины, бешитль, бежтляс-суко.
 Хунзы, хунзалы, энзеб, гундзи, гундзалы, нахадинцы.
б) ДАРГИНЦЫДаргва, даргины, цудахарцы, акушинцы, урахинцы.
 Кубачинцы, кубачины, угбук, арбуканы, аугвуган.
в) ЛАКИЛак, лаккучу, кази-кумуки.
г) КУМЫКИКумук.
д) ЛЕЗГИНЫЛезгиар, лезги, кюринцы, кубинцы, ахтинцы, кюрегу.
е) ТАБАСАРАНЦЫТабасаран, тапарасан, кабган.
ж) Прочие народности ДагестанаАгулы, агулар, агул, рукушнар, кошанцы, керенцы.
 Арчинцы, арчины, аршиштув.
 Кайтаки, кайтаги, хайдак.
 Рутулы, мыхабур, мыхашура, михет.
 Цахуры, цахбы, цахий-галий, цахи, цахюр, сахурлы, йикбы.

Самосознание и самоназвание андо-дидойских народов Дагестана не совпадает с самоназваниями и самосознаниями «аварцев»- маарулал, хьиндалал, маарулчи, андалал, анцухъал, анцух1ал, джарал(ц1орал), гумбет (мелъел), бакълъухъал, гьидал1ал, джурмут, кос, къелесел, к1уядиссел, къаралал, кьессер, лъебелал, мукракьал, нахъбак1ал(салатавцы), таш, , хунзакау (хунзахцы) и т.д. Это самоназнания и самосознания, находящихся в процессе этногенеза аваризированных андо-дидойских племен. Академик С.Арутюнов в труде «САМОСОЗНАНИЕ И САМОНАЗВАНИЕ- РЕШАЮШИЕ ЭТНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ» пишет: «Именно самосознание и выражающее его самоназвание вычленяют, выделяют конкретный этнос как результат взаимодействия различных социальных факторов. И поэтому с момента возникновения такого более или менее всеобщего в рамках определенной группы населения самосознания и самоназвания этногенез, то есть становление данной группы как этноса, может в целом считаться завершенным. Итак, самосознаие и неразрывно связанное с ним самоназвание играют роль главных демаркаторов этноса».

Необходимо учесть, что самоназвания «маарулал» и «хьиндалал», являются этногеографическим - «горцы» или «равнинные/ долинные», что может быть только вторым уровнем самосознания, объединяющим несколько племен или народов, также, как, и самоназвание и самосознание третьего уровня- дагестанцы.

Самоназвание «маарулал» относящееся к аваро-андо-дидойцам может быть выражена – М= А+ 13 АД, либо А= М- 13 АД(М- «маарулалы», А- аварские племена, АД- Андийские 8, дидойские 5 народов).

Ложная логическая ошибка вложенная зомбированным горцам Дагестана, рассчитанная на шовинистическую цель «государствообразуемость» аварцев- Маарулал =Аварцы, думаю, еще долго будет воздействовать на маргиналов- представителей андо-дидойских народов. Эта болезнь излечима временем, однако, время работает прот ив малых народов, их истории, культуры, языков.



Приложение № 3- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН от 18 октября 2000 г. N 191 «О КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

В соответствий со статьей 1 Закона Российской Федерации "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" N 82-ФЗ от 30 апреля 1999 года Государственный Совет Республики Дагестан постановляет:

1. Установить, что коренными малочисленными народами Республики Дагестан являются: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-акинцы.

2. Представить в Правительство Российской Федерации перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан для включения его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Председатель Государственного Совета Республики Дагестан М.Магомедов



Приложение № 4 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая.В ответ на Вашу просьбу дать заключение о цезском (дидойском) народе, как о коренном малочисленном народе Республики Дагестан, направляем Вам ответ, подготовленный заведующим отделом Кавказа, членом-корреспондентом РАН С.А. Арутюновым. С уважением, Зам. директора Института этнологии и антропологии РАН М. Ю. Мартынова

УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ

В ответ на просьбу дать научное историко-этнографическое заключение о цезском народе сообщаю следующее.

Дидойцы (от совр. грузинского дидоэли-цез) или цезы (самоназвание) один из малочисленных коренных народов Дагестана. По языковой классификации относятся к народам андо-дидойской (цезской) группы, к ее дидойской подгруппе. В эту же подгруппу входят дидойцы (цезы), бежтинцы, хваршины, гунзибцы, а к андийской подгруппе относятся: андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багулалы, тиндалы. Особняком стоят арчинцы.

Дидойцы (цезы), как и все перечисленные народы, и в языковом, и в культурном отношении, состоят близко к аварцам. Однако отказ от их отдельного учета в переписях, административно-паспортное помещение их в составе аварцев не имеет под собой никаких научных оснований. Это было чисто политическое, волюнтаристское решение. Дидойцы (цезы), как и все прочие перечисленные выше народы, не являются аварцами, а являются совершенно особыми, отдельными малочисленными народами, со своими особыми самоназваниями, самоназначением, языками, культурными особенностями. Они должны рассматриваться как отдельный малочисленный народ Российской Федерации. Напротив, аварцы, как и все 10 конституционно перечисленных народов Дагестана кроме агулов, цахуров, рутульцев и горских евреев, (часто ошибочно называемых татами) к малочисленным не относятся.

Общая численность дидойцев (цезов) неизвестна, но ориентировочно в пределах СНГ в целом их около 20-25 тысяч человек. Менее половины их общего числа проживает в Цунтинском районе Дагестана компактно, составляя его основное население. Исторически дидойцы (цези) известны уже около 2 тысяч лет. Античные источники их упоминают как дидуров.

Таким образом, дидойцы (цезы) представляют собой один из культурно высокоразвитых древних автономных народов Дагестана, составляющий примерно 1 % общей численности его населения. В то же время, насколько нам известно, в административной структуре Дагестана, кроме Цунтинского района, дидойцы (цезы) нигде не представлены.

Надо отметить, что в 1944-1957 гг., вслед за выселением ингушей и чеченцев в Казахстан, практически все дидойцы (цезы) были насильственно и одновременно выселены из Цунтинского района на территорию Чечни, ликвидируя административный район, а с восстановлением ЧИАСР возвращены обратно. Переселение происходило под дулами автоматов, на сборы давался минимум времени, с собой разрешалось взять минимум имущества, дома на глазах переселяемых поджигались. В процессе переселения многие погибли от болезней и лишений.

То есть обстоятельства переселения не отличались от практики в отношении ингушей и чеченцев. Поэтому считаем, что дидойцы (цезы) наряду с чеченцами, ингушами, калмыками, балкарцами и др. следует включить в число репрессированных народов. Необходимо способствовать изданию учебной и общей литературы, организации начального образования на дидойском цезском языке.

Зав. отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН член-корр. РАН, доктор исторических наук С. А. Арутюнов.



Приложение № 7 Е.М. Шиллинг «Народы Кавказа. Малые народы Дагестана. Каратины.» РАН Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М. 1993г.

Приведенный термин гьалби (послуживший в свое время для Н.Я.Марра, наряду с другими соображениями, поводом к сопоставлению слова «аварцы» и именем «албанцы»), является в каратинской среде до настоящего времени общеизвестным и употребительным(«гьалби»- переводится, как гости, пришлые, чужие).

Самоназвание-к1к1ирди (мн.ч.), к1к1ирлълъе (ед.ч.). Аварцы называют каратинов к1к1алалал.

Предания рассказывают: «Абу-Муслим шейх распространитель ислама прислал из Хунзаха нукеров собирать дань. Их убили в Эшхъа». И еще «Хунзахский хан прислал к нам сборщиков, но наш дибирилав шейх оскорбил их, опрокинув мерку с зерном, и сборщики были убиты. Тогда хан снарядил войско, чтобы нас покарать. Старшины Эшхъа сошлись на совет и придумали, что делать. Женщин они отправили на мужскую работу- пахать(по другому варианту их переодели в мужскую одежду). Парням велели играть в мяч на видном месте. Вооруженных мужчин выслали навстречу врагу на Бегъасоба». Хунзахцы двигались на Бахкули. Работавших женщин, как и рассчитывали старики, они приняли за мужчин и испугавшись мнимого превосходства сил, повернули обратно. О наличии древней экспансии Хунзаха в отношении Караты свидетельствует и такое показание :»нуцал грозил, что поведет на нас войска, многочисленные, как звезда в небе. Мы ему ответили- звезды скрываются при солнце, иди, все равно нас не покоришь». При Малле был установлен договор с Ибрагимханом хунзахским, чтобы тот не приходил на землю Караты. Но случилось, что хан появился все таки на наших горах вблизи Кеди. При хане было войско. Хана увидели в Сильди. В ответ на вопрос- зачем ты нарушаешь условие, хан сказал- я слез с коня у воды, чтобы помолиться. С целью заверить людей в своих добрых намерениях он устроил состязание в стрельбе с участием своих и наших, поставив в качестве приза быка. Малла дал зарок развестись с женой, если бык не будет получен Каратой., и научил наших не сразу обнаружить уменье, а предварительно раззадорить хунзахцев. В состязании победила Карата. Хан подарил нам быка и удалился».

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.