![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Каждый мусульманин обязан знать время совершения намаза.Магомедов Али (Абдурахман) Магомедович «Поистине молитва (намаз) для верующих предписана в (строго) определенное время» (Сура 4, аят 103). Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, (с.а.в.), сказал: «Самое лучшее деяние – это намаз, совершенный в начале отведенного для него времени». Передали Ахмад и Муслим со слов Абдуллаха бин Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Время полуденного намаза начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека будет равна его росту, то есть вплоть до наступления предвечернего намаза. Время предвечернего намаза длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время вечернего намаза продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время ночного намаза длится до середины ночи. А время утреннего намаза наступает с началом рассвета и длится до восхода солнца». Для того чтобы вовремя совершать намаз, приведённых в этих хадисах сведений, в принципе, достаточно. Достоверность рузнама определяется с помощью наблюдений за Солнцем. Все моменты времени, отмечающие начало и окончание периода совершения того или иного намаза, носят астрономический характер (за исключением начала послеобеденной молитвы ‘аср) и в наше время определяются обсерваториями. В Саудовской Аравии есть Королевский научно-технологический центр (КНТЦ), который определяет время совершения намазов по нескольким миллионам населённых пунктов мира, с учетом их месторасположения и мазхаба (см. сайт IslamicFinder). Эту базу и используют в часах с программой азана, которые настраиваются, ведя координаты населенного пункта. Часы с расписанием азана сейчас широко известны и висят почти в каждой мечети. Но в этих часах следует вести не только координаты местности, но и учет мазхаба имама Шафии и исчисление времени намазов по методу Всемирной исламской лиги. Имам центральной мечети г. Махачкалы Саадуев М.-Р. продемонстрировал нам рузнама его деда. Они в точности повторяют расписание азана в программируемых часах, которые были установлены в Центральной мечети. По примеру центральной мечети перешли на новое расписание и другие мечети. Чем же не устраивали нас действовавшие рузнама? В последние годы в Махачкале, да и в других местах в основном использовались «Чаракские» рузнама. При этом допускались два исключения по их отношению: азан обеденного намаза читался ровно в 12-00, а азан ночного намаза летом читался через полтора часа после наступления времени вечернего намаза. Эти новшества вовсе отдалили нас от точного времени совершения намаза, да и сами так называемые «чаракские» рузнама не являются точными. Попытаемся сравнить «чаракские» рузнама с данными КНТЦ СА, а также с расчетными астрономическими данными о движении Солнца. Для сравнения выбираем два дня в году в Махачкале: 5 февраля – позже других дней наступает обеденный намаз; 22 июня - позже других дней наступает ночной намаз Время утреннего намаза - фаджр начинается с появления светлой горизонтальной полосы на востоке (в это время Солнце находится на 18 градусов ниже горизонта) и заканчивается появлением краешка солнца на горизонте (восход). Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Заря бывает двух видов. Это – заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать [рассветный] намаз, а также заря, при которой еще нельзя совершать рассветный намаз и разрешается есть». Аль-Хаким передал похожий хадис со слов Джабира, в котором сообщается, что заря, при которой запрещается есть, «простирается вдоль всего горизонта», а другая заря «появляется в форме волчьего хвоста». В чаракских рузнама время утреннего намаза дается раньше, чем рассвет по данным КНТЦ СА и обсерваторий (разница составляет 5-7 минут). Как предупреждение для соблюдающих пост, это может и хорошо, но призыв к молитве в это время недопустим. Согласно хадису Пророка (с.а.в.) время обеденного намаза (зухр) начинается после прохода солнца через зенит (истинный солнечный полдень) и продолжается до намаза ‘аср. Передают также, что ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, (с.а.в.), запретил нам совершать намаз …когда солнце находится в зените до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку;». Этот хадис передал Муслим. Как видно из таблицы в чаракских рузнама время обеденного намаза наступает на 1 мин. раньше времени зенита солнца. Должно быть наоборот, позже зенита минимум на 2 минуты, так как, солнечный круг, находясь в области зенита из восточной половины неба в его западную половину переместится лишь за 2 мин. По программируемым часам (КНТЦ СА) время обеденного намаза на 2 мин. позже зенита солнца. И это правильно, но строго лишь для Махачкалы. Следовательно, если 5 февраля зенит наступает в Махачкале в 12ч.04м., время обеденного намаза наступит не раньше в 12.06. Но в 25 километрах к западу от Махачкалы оно наступит лишь в 12.07, (а ближе к Хасавюрту – в 12ч.09м.). То, что так называемыми «Чаракскими» рузнама время обеденного намаза дается раньше зенита весьма сомнительно. Ну не мог никак авторитетный ученый не знать, что обеденный намаз наступает лишь после зенита. Остается одно из двух, либо при пересчете на нынешнюю систему отсчета допущена ошибка (дело в том, что раньше за начало сутки брался заход солнца, т.е. постоянно менялось), либо данные рузнама не составлены для Махачкалы. Время намаза магриб (закатный, вечерний) начинается с заката и заканчивается угасанием вечерней зари. По новому положению имама Шафии (но по его же словам более достоверным является старое положение) время вечернего намаза длится на период совершения всех обязательных и желательных (сунна) действий связанных с этим намазом (укрытие аврата, омовение, азан и икакмат, пять ракаатов намаза, азкары). Это означает, что время вечернего намаза проходит быстро и без веских оснований нельзя запаздывать. Но это не значит, что ночной намаз можно совершать сразу после вечернего. В хадисах есть четкое указание о наступлении времени ночного намаза лишь после вечерних сумерек. Начало или конец астрономических сумерек (вечерних или утренних) принимается тот момент, когда высота центра Солнца ниже горизонта на 18°. По исследованиям Гузо, Гельмана и др. этот показатель равен -15°. В конце вечерних астрономических сумерек исчезают последние следы вечерней зари, наступает ночь, а на небе видны уже слабые звезды. Время ночного намаза ‘иша начинается в конце вечерних сумерек - с наступлением полной темноты. Более того, желательным является переносить ночной намаз к концу первой трети ночи. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала: «Однажды Пророк, (с.а.в.), задержал ночной намаз до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этого намаза, и если бы только я не боялся обременить моих последователей». Все соглашаются тем, что время ночного намаза наступает лишь после «шафакъул ах1мар», т.е. вечерних сумерек. Правда имеются разногласия среди ученых-факихов, что считать за «шафакъул ах1мар», исчезновение красноты, или желтизны, или вовсе белизны. Поэтому в исламском мире приняты пять методов определения наступления времени ночного намаза и каждый из них различается высотой центра Солнца за горизонтом в градусах: Саудовская Аравия -19 °; Пакистан, Индия -18 °; Европа, Кавказ, Россия -17°; Африка, Сирия -17,5 °; Северная Америка - 15 °. В последние годы появились утверждения, что время между вечерним и ночным намазами составляет не более полтора часа. Во многих мечетях и в этом году азан ночного намаза стали читать через полтора часа после вечернего азана. При этом ссылаются на авторитеты ученых-наблюдателей или же говорят в Саудовской Аравии тоже, мол, так делают. В Саудовской Аравии период между вечерним намазом магриб и ночным намазом ‘иша колеблется в течение года от 1ч 20 м до 1ч. 30 м. И он там принят по максимальному значению 1 час 30мин., (в месяц рамазан 2 часа). Однако для наших широт летом он составит более 2 часов. Если бы это происходило не в Дагестане, где были большие алимы - астрономы, можно было и понять. Но ни один прежний алим не оставил нам такого рода «рузнама», где ночной намаз летом наступает через полтора часа после вечернего азана. А что касается «наблюдений»: алимы знают аксиому - если наука говорит, что этого не может быть, утверждения наблюдателей в расчет не принимаются. Действительно исчезновение вечерней зари зависит от погодных условий, загрязненности атмосферы, влажности воздуха и может наблюдаться раньше, чем указано в рузнамах. Я готов поверить исследованиям Гузо, Гельмана и др., которые предлагают рассчитать время сумерек принимая высоту солнца -15°, но и в этом случае время ночного намаза наступит в Махачкале 22 июня не раньше чем 1ч. 45 мин, если же в расчетах как предлагает Всемирная исламская лига принять - 17 ° оно составит 2ч 05мин. Как видите ни астрономия, ни исламская наука не дает основание летом ночной намаз совершать через полтора час после магриба. Мы предоставили свои расчеты имаму Центральной мечети и 28 июня азан ночного намаза прозвучал в 22 ч. 22 мин., т.е. через 1 час. 45 минут после вечернего азана. Слава Аллаху, что есть имамы, которые понимают проблему и готовы ее решать. |
|
||||||||||
|