Тагир Хайбулаев: «Я выиграл всё, но останавливаться не собираюсь» Источник РИА Дагестан Автор: Махач Чанкалаев
Тагир Хайбулаев за последнее время раздал сотни интервью самым различным СМИ – звание олимпийского чемпиона по дзюдо обязывает. Но, несмотря на это, он не отказывает в беседе, доказывая, что большие победы больших людей не меняют. Герой Дагестана рассказал нам не только о роли Путина в этой его победе, но и о том, что собирается делать дальше.
- Не устал от постоянных интервью, внимания, поздравлений?
- Нет, не устал, настраивался на такой период, понимал, что после победы в Лондоне это тоже неизбежно. Я стараюсь со всеми делиться своей радостью, чтобы люди видели во мне мотивацию для своих будущих побед.
- В своем первом интервью после чемпионата мира ты очень много говорил об Олимпиаде… Каким был настрой в Лондоне?
- Я старался не делиться ни с кем по поводу своих мыслей и надежд, но я настраивался только на победу. Ведь все те, кто боролся на чемпионате мира, они же и выступали на Олимпиаде. У многих из них выигрывал на разных турнирах, поэтому было внутреннее ощущение, что я могу их победить в Лондоне. Рад, что мне это удалось.
- А ведь были разговоры, что тебя могут не взять в Лондон?
- На самом деле обстановка в сборной, и то, что обсуждается вокруг нее, – это две разные вещи. Если хочешь знать, что происходит в сборной, надо быть вместе с ней постоянно. После мира у меня была череда травм, имела место расслабленность, но я собрался, залечил все травмы. Провел всего лишь два старта после чемпионата мира – Кубок Европы в Мадриде и турнир в Боснии-Герцеговине.
- Значит Гамба верил в тебя?
- Он всегда верил в меня, а то, что я был в мировом рейтинге седьмой, ни о чем еще не говорило.
- Сейчас ты возглавляешь этот самый рейтинг?
- Не ожидал этого. Я никогда не смотрел на эти рейтинги – кто на каком месте, но сейчас я на первом месте – и мне приятно вдвойне. Это как дополнительный бонус к олимпийской медали (смеется).
- Что чувствует олимпийский чемпион, только что став им?
- Когда судья сказал иппон (чистая победа), я сказал сам себе: «Неужели все закончилось, вся эта напряженная работа?». Я не верил, что мои труды на ковре не прошли даром, внутри все у меня горело от радости, которую я не показывал до последнего момента, пока судья не показал, что я выиграл.
- Давай вспомним очень тяжелый полуфинал с немцем. Волновался перед оглашением победителя, ведь там была ничья по оценкам?
- Мысли были разные, но по количеству своих активных попыток, плюс наказание у немца, я чувствовал, что судьи отдадут победу мне. Так и получилось. Всевышний помог мне в этом.
- В день состязаний было ощущение, что это твой день?
- Была уверенность, мы столько лет тренировались, и Энцо нам постоянно внушал, что мы самые сильные. Мы были в такой форме, что все могли.
- «Золото» Арсена и Мансура стало для тебя стимулом к победе?
- Так и есть. Я знал, что я ничем не хуже соперников, и это давало уверенность. Хвала Всевышнему, который помог мне завоевать эту медаль. Я человек сам религиозный, после каждой молитвы я прошу у Всевышнего дать мне силы к победе, и Он мне помогает в этом. Без веры этих титулов могло и не быть.
- Много уже сказано про Гамбу - неужели все проблемы российского дзюдо были в тренерах?
- Как видно из результатов – да. В Пекине ни одной медали, а тут их пять. Его программа подошла нам, столько хвалебных слов про Гамбу не случайны - он заслужил их. Этот человек многое сделал для этой победы.
- Чемпион мира, олимпийский чемпион - есть к чему стремиться еще?
- Есть, конечно. Я же не собираю титулы, надо стремиться к другим стартам, готовиться.
- Как насчет Рио-де-Жанейро-2016?
- Сейчас сложно сказать, не будем забегать вперед, и строить планов. Если Всевышнему будет угодно, чтобы я поборолся в Бразилии, так и будет. Надо держать себя в форме и тренироваться. Мне будет 32 года, когда Олимпийские игры пройдут в Рио.
- Сколько времени Гамба дал на отдых?
- Мы отдыхаем до 7 сентября. В этот день будет свадьба у Денисова – после его свадьбы начнем тренироваться.
- То, что Путин смотрел за твоим финалом, как-то влияло на тебя? Что говорил он после схватки?
- Я знал, что он присутствует в зале. Правда, я его не видел, старался больше сконцентрироваться на борьбе, чувствовалась большая ответственность. Президент очень много сделал для нашей команды – четыре раза он приезжал на сборы, с ним отрабатывал Арсен Галстян, Иван Нифонтов, участвовал в тренировочном процессе. Постоянно интересовался, есть ли проблемы в сборной. Он искреннее переживал за нас, да и не каждый президент страны сможет прилететь на Олимпийские игры и болеть за команду. Мы ему все вместе отплатили таким результатом, думаю, он остался доволен.
- Ты стал чемпионом, несмотря на то, что в весе ты соперникам уступал?
- Я весил 97 кг за два месяца до Олимпиады. Когда у меня были травмы, я весил около 102-103 кг, может, чуть расслабился. Перед олимпиадой Гамба сказал, чтобы я снизил свой вес до 97 кг, это очень сильно влияет на скорость и резкость. Поэтому я пошел на это, и мне очень помогло, чувствовал себя прекрасно.
- Сколько часов в день надо работать, чтобы добиться твоего успеха?
- Трудно так сказать, очень много факторов надо преодолеть, чтобы добиться такого результата. Надо спросить у Энцо Гамбы (смеется).
- Как отец воспринял твою победу – твой главный болельщик?
- После финала я ему позвонил, он сдержанно поздравил меня, не показал никаких эмоций. Хотя я знаю, что у него внутри все горело от счастья. Отец переживал за меня, на самом деле он больше хотел эту медаль, чем я. Всю жизнь он мечтал о ней. Он тоже был спортсменом, занимался вольной борьбой, но мой дед не разрешил ему посвятить себя спорту, так как все в доме висело на моем отце.
- Ты из Дагестана, представляешь Самару и Питер – кем ты себя больше ощущаешь?
- Я, конечно, дагестанец, и ощущаю себя им, здесь моя родина. Хотя я провожу большее время своей жизни в Самаре и Питере, о Дагестане я никогда не забываю.
- Расскажи о себе более подробно?
- Я уроженец Цумадинского района, из селения Тлондода. Может, немногие знают, это село, откуда вышли такие именитые спортсмены, как серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее 2000 года Арсен Гитинов, его брат, серебряный призер чемпионата Европы Шамиль Гитинов. Они являются моими троюродными братьями, их отец – заслуженный тренер России Идрис Гитинов. Они мои самые преданные болельщики, им большое спасибо за все. В нашем районе очень много спортсменов – чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр. Хочу всему своему району выразить огромную благодарность, я знаю, что они болели за меня, переживали, рад, что оправдал их надежды. Если честно, очень сильно скучаю по родному краю, когда бываю в разъездах. Когда я еще не добивался таких результатов, часто приезжал в родное село Тлондода, поднимался на горную вершину и любовался природой. Думаю в ближайшем будущем пригласить сюда ребят со сборной России и тренера Гамбу – отдохнуть в прекрасных дагестанских просторах, показать им, что и у нас есть свои швейцарские Альпы (улыбается).
- Вопрос не самый приятный. Какие-то страсти разгораются из-за премиальных, некоторые губернаторы не хотят платить обозначенные ранее призовые из-за двойных зачетов. Тебя как-то могут задеть такие вещи?
- Нет, такие вещи не задевают, это уже второстепенные проблемы. Я вообще выступаю за сборную России в первую очередь. А уже – во-вторых – за регионы. Ничего плохого в том, что я выступаю за два региона, я не вижу, мне рады везде. А что касается премиальных, я на это не смотрю. Кто как посчитает, сколько положено, так и будет, наверное.
- Ты сейчас человек состоятельный. На что в первую очередь потратишься?
- Пока не знаю, пока я денег не видел (смеется). Когда будут, тогда и решу.
- В Кизилюрте и в Дагестане, в целом, поднялся небывалый интерес к дзюдо. Как ты думаешь, каковы перспективы развития этого вида спорта?
- На самом деле, результат, добытый в Лондоне, – исторический для России. Две золотые медали для Дагестана и Кизилюрта – это большой результат. Тем более, как сказал Владимир Путин на одном из приемов, интерес к дзюдо в России повысился в 15 раз, это все надо использовать. Думаю, 1 сентября число желающих заниматься в секции дзюдо повысится.
- Как тебе прием в Дагестане? Где лучше встречают?
- Теплый прием, теплая поддержка болельщиков. У нас умеют встречать (смеется).
- Вообще немного о самих Играх – оправдали ожидания? Праздник чувствовался?
- Да, конечно. Известные баскетболисты, такие как Коби Брайан, бегун Усейн Болт и другие легенды мирового спорта, придавали особый шарм этим Играм. Жаль, что не удалось с ним сфотографироваться. Атмосфера была братская: помню, как проходила Гамова – наша волейболистка, и Акаев – штангист – пожелали нам удачи. Чувствовался дух команды.
- После твоей победы в олимпийской деревне звучала лезгинка. Это была заготовка?
- У нас своя лезгинка была в исполнении Арсена, Мансура и меня. Все прошло незабываемо, приятно, в танце отметили победу.
- Расскажи о себе – женат ли?
- Нет, я не женат, эту тему пока не хотелось бы озвучивать (смеется). Пока в планах – тренироваться, дальше будем думать.
- Гамба остается в сборной?
- Он продлил контракт до следующего олимпийского цикла, его уже никуда не отпустят после таких результатов (смеется).
- Ты живешь в Самаре – как там восприняли победу?
- В аэропорту меня очень тепло встретила дагестанская община, друзья приехали, наши дагестанские студенты, которые там учатся. Очень приятно было видеть всех тех, кто болел за меня. Сам губернатор лично приехал в воскресенье, в нерабочий день, поздравил. Было очень приятно.
- После Лондона ты оперативно побывал в Самаре, Москве, Махачкале. Где еще хотел бы побывать?
- Хочу полететь в Санкт-Петербург, так как я и за них выступаю по зачету. Также в Казань – там же я сотрудник внутренних дел. Пока в звании старшего лейтенанта, после Олимпиады обещали внеочередное звание.
- Наблюдал за нашими вольниками?
- Если честно – нет. 4 августа я улетел, очень хотел увидеть нашего боксера Магомеда Омарова, хотел пожелать ему удачи, но, увы, я его не застал, он был на тренировке.
- Теперь в Кизилюрте могут назвать школу твоими именем и Мансура Исаева…
- Уже разговоры были об этом, мы поддержим любые инициативы по этому поводу.
- Что касается Сиражутдина Магомедова – почему он не попал в Лондон?
- На самом деле оба они с Иваном равные спортсмены. Не только мы с Мансуром, но и он прославляет наш Дагестан, родной город Кизилюрт. Но чаша весов почему-то была на стороне Нифонтова, ведь он тоже оправдал надежды. А то, что говорят о политическом влиянии, то это не так.
- Как отметил праздник Ураза-Байрам?
- Пошел к родственникам, поздравил их всех. Я также от себя лично хотел бы поздравить всех дагестанцев с наступившим праздником Ураза-Байрам, пожелать им счастья, здоровья, чтобы Всевышний принял их пост и благие намерения.
- Дальнейшие планы?
- Тренироваться и не расслабляться, готовиться к новым стартам. 25.08.2012 http://www.tsumada.ru//news/23581
|