Ибрагим Мококский – наиб Шамиля Источник РИА Дагестан
Магомедов Г.У., заслуженный учитель РД
Дидойцы – один из пяти народов, составляющий вместе с капучинцами, гунзибцами, генухцами и хваршинцами дидойскую группу народов Дагестана. Дидойцы занимают территорию высокогорного юго-западного Дагестана, являющуюся территорией нынешного Цунтинского и частично Цумадинского районов. Территория расселения дидойцев граничит: с юго-запада – с Грузией, с северо-запада – с Тушетией, с юго-востока – с капучинцами, а с северо-востока – с Цумадинским районом. Территория дидойцев окружена горными хребтами: на юге – Главный Кавказский, на востоке – Богосский и Мичитлинский, на северо-западе возвышаются отроги Периктельского хребта. Поверхность сильно расчленена на множество ущелий, по которым текут реки, одноименные с названием этих ущелий. Все они сливаются в местности Шаури, образуя бурную реку Икмерта, которая, в свою очередь, и образует Андийское Койсу. По всем малым и большим ущельям Дидо текут речки. С северной стороны реки Андийское Койсу на удалении 500 метров на солнечной стороне расположено село Мокок – родина наиба Ибрагима. Село расположено в центре Цунтинского района. Название села переводится как «развилка».
Дидоэтия славится не только историческими памятниками и событиями, но и историческими личностями, одной из которых является ученый-арабист, государственный деятель, знаток горской войны, выдающийся стратег, житель села Мокок наиб Ибрагим Мококский. Он родился в селении Мокок в семье Мухамада сына Гамзата.
Дидойцы принимали активное участие в народно-освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. Уже в 1831 году дидойский отряд во главе с Ибрагимом (еще не наибом) участвовал в походе на Тарки, организованном имамом Дагестана Газимагомедом. Через пару лет в бою имама Гамзата против царизма у селения Гергебиль Ибрагим со своим отрядом уже воевал вместе с Шамилем. Это была первая встреча имама Шамиля с Ибрагимом. В этом сражении Ибрагим Мококский был тяжело ранен, но Шамиль его спас. Залечив раны, Ибрагим благополучно вернулся в родную Дидоэтию.
Отмечая его заслуги в народно-освободительной борьбе и преданность своей родине, мужество и стойкость в сражениях, Шамиль, став имамом, назначил Ибрагима Мококского своим наибом над Дидойско-Укратлинским обществом. И он в этой роли остался до конца своей жизни верным имаму.
Шамиль и его окружение высоко оценили боевые заслуги Ибрагима и дали ему в имамате прозвище «Дидойский барс» за мудрость и знания, особенно по части арабской науки. Его постоянно приглашали на диван и принимали во внимание его предложения, советы.
В 1854 г. имамом Шамилем был организован поход в Кахетию через Дидоэтию. Тогда дидойцы во главе с наибом Ибрагимом первыми вошли в село Шилда. После этого его отряд вошел в Цинандали и захватил семью князя Чавчавадзе. Предание гласит, что наиб Ибрагим прямо на коне въехал в апартаменты жены Чавчавадзе и на руках вынес ее.
Даже после пленения Шамиля наиб Ибрагим и дидойцы продолжали воевать. Когда он по своим каналам получил информацию о том, что Шамиль добровольно сдался и со своей семьей уехал в Россию, наиб Ибрагим собрал разрозненные отряды мюридов из Дидо-Шанты, Дидо-Шуратии и сказал им: «Мы будем биться до конца». Ибрагим представить не мог легендарного Шамиля в плену. Он со своими более 1000 воинами направился освобождать населенные пункты дидойцев и капучинцев, но силы явно были не равны. Все селения Дидо изъявили покорность. Осталось непокоренным лишь селение Мокок во главе с наибом Ибрагимом. Он до конца своей жизни стоял за свободную родину – Мокок.
В последнем жестоком бою в башне над селением Мокок его с 12 мюридами убили. Похоронен Ибрагим в родном селении. Дух, мужество, преданность своему народу храброго наиба и сегодня живы. И в наши дни стоит та башня как немой свидетель последней битвы наиба Ибрагима Мококского. В Дидоэтии сохранились и другие башни, утверждающие любовь и долг дидойцев по защите родины.
Дидойцы уверены в том, что в числе знаменитых предводителей Шамиля видное место бесспорно занимал Ибрагим Мококский, имя которого в продолжении более 25 лет гремело по Дидоэтии и Тушетии. Однако почему-то до сих пор ученые вузов, Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН не воздают должное внимание этому великому борцу за свободу, одному из мужественных участников Кавказской войны. Профессор ДГУ Расул Магомедович Магомедов мечтал написать книгу о нем, но, видимо, не успел. Можно было бы молодым ученым-историкам написать книгу об Ибрагиме Мококском. Думаю и надеюсь, что такая книга появится. 05.01.2011 http://www.tsumada.ru//news/23101
|