Отрывки из воспоминаний бывшего начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил РФ Отрывки из воспоминаний бывшего начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил РФ генерал-полковника Александра Ивановича Скородумова (в Афганистане служил командиром 149-го полка 201-й дивизии, подполковник).
В августе 1986 года, после двух лет и трех с половиной месяцев службы в Афганистане, мне наконец-то пришла долгожданная замена. Я уже почти передал должность командира полка, собрал свои вещи… Тут вызывают в штаб дивизии, и командир 201-й ставит мне боевую задачу: десантироваться моему полку в провинции Герат, близ населенного пункта Кокари-Шаршари (это около афганско-иранской границы), и уничтожить склады с оружием и боеприпасами, принадлежащими банде моджахедов под командованием известного полевого командира Исмаил-Хана.
А в Афганистане, надо сказать, у нас, у военных, была традиция: если офицеру пришла замена, на выполнение боевой задачи его не посылать. Но не будешь же об этом говорить своему командиру дивизии…
…Пять суток полк был в бою: и обстреливали нас сутками, и на минные поля мы натыкались, и без еды и воды находились. Это самое страшное в Афганистане — остаться без воды в ужасающую жару, да еще в момент непрерывного многосуточного боя с моджахедами. Губы от жажды сохли и трескались, голова от обезвоживания организма кружилась. А «вертушки» с запасом еды и воды не могут сесть, потому что их непрерывно обстреливают, да и сядут, как к ним подобраться — сплошное минное поле.
Через пять дней укрепрайон был нами взят, и банда Исмаил-Хана разбита… И у нас были потери… Двадцать с лишнем лет прошло с тех пор, но я и сейчас горжусь мужеством многих своих солдат…
К одному из них у меня была особенная «любовь», если не сказать изжога. Ох, и приходилось мне и командирам подразделений с его выкрутасами разбираться. То какой-то междусобойчик, то в столовой у поваров что-то слямзили, то на складе чего-то не хватает. И везде он, сержант Сафин. Ильясом его звали.
…А в том бою… он под ураганным огнем раненых на себе вытаскивал и первую помощь им оказывал… и отстреливался… и по минному полю первым шел… и подорвался на мине. Правую ногу взрывом оторвало, а левая вся в осколках. И он, истекающий кровью и от ужасающей боли сквозь зубы в перемешку с матом, шепчет подползающему к нему товарищу: «Не подходи, подорвешься». Вколол тот ему бешеную дозу промедола. И будучи в полном сознании и ясном уме, зная, что подходить к «вертушкам» опасно, — там мины, Ильяс просит друга разрядить в него очередь. Но у солдата выстрелить в Ильяса не поднялась рука (звали того солдата Абдурахманом Магомедовым, родом он из Цумадинского района Дагестана. — В. И.). Только вечером, когда стемнело, мы эвакуировали раненых вертолетом.
…Прошло двадцать с лишним лет, пройдут еще годы, но и в конце своей жизни мне не забыть солдатское мужество.
21.05.2009 http://www.tsumada.ru//news/22602
|