ПУТЕШЕСТВИЕ в “страну гор“ М. В. Солоненко, слушатель факультета этнологии. 2004г.
В сентябре–октябре 2004 года Михаил Солоненко (ЕУСПб) и Дмитрий Матвеев (СПбГПУ) отправились в новый поход — экспедицию в Азербайджан и Дагестан. Научная цель экспедиции заключалась в выяснении значения спортивной борьбы в Дагестане. Маршрут был построен так, чтобы побывать в разных районных центрах Дагестана, в которых существуют клубы или секции спортивной борьбы и вокруг которых сложились спортивные общества. Беседы, интервью с членами этих обществ и должны были помочь нам выяснить, какова же роль борьбы в горских обществах.
Путь в районные центры начинается с автовокзала (в южные районы — из Дербента, в северные — из Махачкалы). По утрам от «пятачка» вокзала во все стороны разъезжаются маршрутки. Дорога обычно занимает несколько часов. Это несколько часов сильной тряски по невероятно пыльным грунтовым «серпантинам». Постоянные остановки у святых мест (пиров) перед прогуливающимися прямо по дороге коровами, ослами, овцами или… приятелями водителя, с которыми ему непременно нужно поговорить, поначалу нервируют, но понемногу смиряешься и с этим. Неудобства пути с лихвой окупают красоты горных пейзажей за окном и радушие соседей-попутчиков. Сентиментально, конечно, но иной раз мы, пораженные проплывающими за окном пейзажами, просили остановить машину на пару минут, чтобы сфотографировать эти виды. Общительные пассажиры интересуются, откуда, кто, куда, после чего на протяжении пути вся маршрутка живо участвует в твоей «туристской» судьбе. Были и совершенно поразительные случаи: свернув с «серпантина», водитель проезжал по бездорожью несколько километров в сторону от основного маршрута, чтобы показать нам какую-нибудь живописную разваливающуюся башню. Поначалу мы удивлялись и пугались, что незнакомые люди приглашали нас на ночлег, случайные попутчики угощали (просто закармливали!) деликатесами и самыми изысканными блюдами дагестанской кухни, а водители маршруток отказывались брать с нас деньги за проезд (!), но потом привыкли: в Дагестане это закон — мы же гости… «Страна гор» — так переводится с тюркского название Дагестан — считается не самым спокойным местом на Кавказе. Граница с военной Чечней, частые упоминания в криминальных сводках о взрывах домов, похищениях — все это ку», очень опасную для туристов и исследователей. Действительно, в поездку мы собирались не без тревоги. Однако за месяц мы проехали и прошли пешком 15 из 42 районов Дагестана, повстречали многих людей, и, несмотря на убежденный пессимизм наших питерских друзей и знакомых, не было ни одного случая посягательства на наши жизни или имущество. Ни один человек не выразил недовольства целью нашей поездки, национальностью или вероисповеданием. Таких проблем у нас просто не было. В горных аулах Зная, что неминуемо станешь чьим-нибудь гостем (причем это затянется до утра), стараешься схитрить: сначала «обследовать» аул, а уже затем идти «сдаваться» в гости. Чужие люди в аулах — редкость, и поэтому приезжие становятся объектом самого пристального внимания и любопытства. Если женщины делают вид, что даже не замечают нас, а мужчины разглядывают с подозрением, но без эмоций, то дети не могут скрыть своего любопытства: окружают толпами, кричат: «Хелло!» или «Салам!» — и сами же радуются своему остроумию. Во всех горных селениях «на глаз» сразу же можно угадать границу между новой частью и старой застройкой. Если современная часть чем-то напоминает наши дачные поселки, то старая — это настоящее старинное горское поселение, которого почти не коснулись перемены. Обычно старый аул расположен в неприступном месте, прислонен к скалам или окружен обрывом, так как он должен был служить крепостью. Дома, сложенные из природного камня, жмуться друг к другу по склону один над другим: часто двор одного — это крыша другого, соседнего. По узким улицам этих селений зачастую не может проехать даже арба; основное средство для транспортных перевозок здесь — ишак с поклажей. Гуляя по улочкам старых аулов, будто смещаешься на сто–двести лет назад. Проходят женщины со старинными медными кувшинами. Старушки в черном, с причудливыми богатыми украшениями, сидят у домов, раскладывая только им известный пасьянс из веточек и камней. Дети борются на маленьких ровных площадках или гоняют по дороге покрышки от велосипеда. У домов — аккуратные башенки из кизяка (высушенного навоза, который и по сей день единственное топливо в некоторых селениях). Во дворах сушатся бараньи туши. На фасадах — каменные кольца, рога тура, надписи по-арабски; это «охрана» дома. Но старина — только снаружи, внутри — современные интерьеры, дорогая мебель и спутниковое телевидение. Борьба как смысл жизни Общественная жизнь в селе вертится вокруг трех ключевых мест: годекана, источника и спортзала. Годекан — площадь в ауле (как правило, вблизи от сельской администрации), где собирается на совет взрослое мужское население. Аксакалы сидят на лавочках, мужчины помоложе о чем-то дискутируют, мальчишки чуть в стороне наблюдают за теми и другими или борются. Сельский источник, в котором берут питьевую воду, — это место сбора женской части села. Сюда приходят не только набрать воды или прополоскать белье, но и пообщаться, посплетничать. В поход за водой одеваются как на праздник, ведь издавна у источника присматривали невесту. Спортзал, вернее, борцовский зал (другие виды спорта в Дагестане не популярны), — центр жизни для юных горцев. Не заниматься борьбой — значит покрыть себя позором, уступать в уличных поединках, быть слабым в армии, не иметь шансов посвататься к красивой невесте. Словом, нельзя жить, не занимаясь борьбой. Научить приемам борьбы, а вместе с тем научить быть выносливым, терпеть боль, уважать старших и соперников может тренер. Вот и проводит молодежь все свободное время на тренировках и в поединках. На мой вопрос, зачем надо бороться, Зейнал Гюльахмедов из Мамедкалы ответил: «Бороться — чтобы стать сильным и волевым, стать мужчиной. Бороться— чтобы побеждать и завоевать уважение родственников и односельчан. Бороться— чтобы быть примером для сына… Бороться — чтобы чувствовать себя горцем, дагестанцем. Одним словом, бороться — значит жить!»
29.04.2008 http://www.tsumada.ru//news/22500
|