Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

КАВКАЗОВЕДЕНИЕ, №2, 2002
CAUCASIOLOGY, №2, 2002
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
HISTORY, ARCHAEOLOGY, ETHNOGRAPHY

Ш. ИСАЕВ - SH. ISAEV

К ГЕНЕАЛОГИИ ИМАМА ШАМИЛЯ
TOWARDS THE GENEALOGY OF IMAM SHAMIL

Summary

The problem of Shamil's forbears origin was actual in the XIX century already, sharp discussions on this problem do not become quiet up to now. This article differs from such works by two peculiarities:

- first, there is critical appreciation of existing sources and literature on this problem;

- secondly, Sh.M.Isaev, the author of this article, basing on sources adduces irrefutable facts about the Chamali (small ethnos of the Awar people) origin of Imam Shamil's

- forbears.


До наших дней дошло немало преданий об эпизодах из жизни имама Шамиля, о происхождении его рода, причем зачастую здесь заметны явные расхождения. Причину их понять легко.

С тех пор как еще три тысячи лет тому назад семь городов Малой Азии спорили за честь считаться родиной Гомера, не раз проявлялось понятное желание людей быть сопричастными к судьбе гения или героя, видеть в нем выходца из их среды, себя же считать его кровными потомками. Еще при жизни Шамиля слава его гремела не только на Кавказе, но и за пределами его, и до наших дней авторитет и обаяние этой героической личности необычайно высоки. В известном смысле он остается образцом поведения и живым критерием оценок и воспитания не только для кавказцев, но и для всех прогрессивных народов, отстаивающих свою свободу и независимость от иностранных колонизаторов. Вполне понятно поэтому стремление, подчас бессознательное, того или иного автора или информатора именно в своей местности, в своем этносе отыскать предков великого имама горцев Кавказа.

Несколько лет тому назад ныне покойный М.Г. Нурмагомедов из с. Аракани -большой знаток арабо-язычной литературы - подарил автору этих строк текст на арабском языке [1: 77-78], содержащий интересные сведения о некоторых представителях из числа предков имама Шамиля. Текст содержит две темы: о предках имама Шамиля и об участниках восстания (год не указан). Текст основан на памятных записях, сведения о которых, видимо, и хотел сохранить неизвестный составитель. Если бы он имел предвзятую цель: создать или навязать собственную версию происхождения имама, то, очевидно, не было бы смысла добавлять к нему совершенно не связанные с ним сведения. Они в какой-то мере и гарантируют непредвзятость, объективность составителя.

В первой части текста сообщается, что отец имама Шамиля Денгав-Мухаммад и дед Денга - уроженцы с. Гаквари (общество Чамалал). Указан и учитель Денги - Чирилав из с. Гаквари. После окончания учебы у Чирилава, когда учителю показалось, что он дал Денге все, что мог, ученик попросил у него совета: где продолжить образование? Чирилав посоветовал ему идти в общество Хиндалал и продолжить образование у кадия с. Гимры. В период учебы в Гимрах Денга женился на дочери гимринского муэдзина. Вскоре в новой семье родился сын, которому дали имя Мухаммад (это был Денгав-Мухаммад, будущий отец Шамиля). Вскоре отец молодого семейства Денга умер. Сын его Мухаммад, когда повзрослел, женился на девушке из с. Ашилта, и у них родился сын, которого впоследствии назвали Шамилем. В тексте упомянуто, что когда Шамиль уже был избран имамом, многие гакваринцы вступили в его войско - при этом названы имена пяти наибов, выходцев из Гаквари (Микаил, Кала-хаджияв, Хаджимухаммад - Накитль, Карим, Микат). О Микаиле сказано, что он бросался в бой подобно льву. Когда он напал на Унцукуль (Унсоколо), то против него вышел прапорщик Тотомилав. Микаил убил его, но сам получил рану в голову. Далее в тексте идут имена арестованных и высланных после пленения Шамиля горцев, возможно, участников позднейших восстаний. Таково общее содержание текста.

Строго говоря, вышеупомянутый текст не является полноценным источником по событиям ХIХв., а представляет собой фиксацию памятных записей. Ценность ее заключается в том, что он может помочь в прояснении некоторых обстоятельств, при которых был избран третий имам Дагестана и Чечни.

В руках автора этих строк оказался также другой арабо-язычный источник [2], в котором содержится описание этого события, сделанное Саййид Мухаммадом, сыном Газимухаммада (РотIа Мухаммада) в 1930 (?) г. - это сокращенный вариант сочинения (название неизвестно) Имаммухаммада из с. Гигатли, где говорится, что на собрании алимов-выборщиков в с. Чирката, а затем в с. Харахи, наконец, были утверждены 4 кандидата на должность имама: Абдуллах-дибир из с. Кванада, Иманали из с. Дануха, Абдуллах из Ашильта и Шамиль из с. Гимры.

Довольно скоро, после некоторых дебатов, из них остались две кандидатуры: Абдуллах-дибир из с. Кванада и Шамиль из с. Гимры. Выдвигавший Шамиля, Кадиласул Мухаммад был уроженцем с. Гигатль (Чамалал), и какие-то особые личные причины предпочтения им гимринца нам неизвестны. По логике вещей ему следовало бы отдать предпочтение кандидатуре кванадинца - уроженца соседнего багулальского села, которое видно из с. Гигатли (дело даже не в землячестве или родстве - обычно отдается предпочтение более знакомому кандидату). Его предложение не погасило дискуссии. Тогда сам Шамиль предложил алимам вызвать арбитра - весьма авторитетного для обеих сторон факиха (законоведа) Загалава (Курбанали) из с. Хварши. Получив письмо Шамиля, тот вскоре прибыл в с. Харахи. Загалав не колеблясь высказался за кандидатуру Шамиля, совершив обряд утверждения и подкрепив его хадисами [3].

Будучи уроженцем с. Хварши, Загалав, казалось, также должен был предпочесть кандидата из с. Кванада: оба эти села принадлежат к соседним союзным обществам, настолько близким, что левобережные соседи называют их собирательным термином "Багади". не делая между ними различий.

Загалав и Абдуллах-дибир были выдающимися учеными-арабистами своего времени: совершенно невероятно, что, живя в соседних селениях, они не знали друг о друге и не контактировали между собою - вероятно также, что они были близкими между собой людьми. Тем более примечательно, что Загалав все же предпочел Шамиля, хотя в детские годы он даже соперничал с ним в знаниях в годы учебы у Сайда из с. Аракани.

Оба эти эпизода заставляют предположить, что для гигатлинца и хвар-шинца Шамиль не был чужаком: он оказался им ближе, чем их земляк-квана-динец (или Абдуллах-дибир из с. Кванада). Видимо, здесь следует учесть обычаи нашего края: оценка и мнение о человеке сильно зависят от репутации и авторитета его тухума. И если рассматриваемый нами текст дает верные сведения о происхождении отца и деда Шамиля - из Чамалала, то многое из описания хода выборов 3-го имама становится более понятным и логичным.

Вместе с тем прямых письменных документальных подтверждений нашего предположения пока нет. А потому считаю небесполезным обратиться к устному источнику. Он не относится к многочисленным распространенным легендам, всегда фольклоризированным и мифологизированным - это родовое предание, передаваемое в ашильтинском тухуме, к которому принадлежала мать Шамиля Бахумеседу. Нам удалось записать на видеопленку беседу с Шагасул Шамилем (1903 г.р.), который приходится внуком двоюродному брату Шамиля по материнской линии, иными словами, его дед Пирбудаг был родным племянником Бахумеседу - матери имама Шамиля. Он и пересказал мне то, что он не раз слышал от своего деда.

Итак, по словам его деда Пирбудага, Денгав-Мухаммад прибыл на учебу в с. Ашильта из своего родного с. Гигатли (Чамалал), Он учился в с. Ашильта около трех лет, а затем продолжил учебу у известного кадия с. Гимры. В Гимрах у него возник какой-то конфликт, и он вернулся в с. Ашильта, заметив, что это, видимо, его судьба. Вскоре он женился на Бахумеседу. Она была сиротой и в тот момент, после смерти родителей, не хотела выйти замуж. Однако на этом настояли ее братья и родственники.

Когда со временем конфликт был подзабыт, Денгав-Мухаммад вновь вернулся в Гимры, но уже с семьёй - там и родился Шамиль [4].

Следует отметить, что близкий вариант этого предания сообщает и потомок родного брата Бахумеседу - ашильтинский краевед Батулил Мухаммад [5: 18-19]. Разница в деталях: он уверен в происхождении из с. Гигатли Денги

- деда имама Шамиля, а не отца Шамиля. При этом следует отметить, что сведения свои он взял от своего отца Айдемирил Мухаммада (1910-1990 гг.)

- грамотного арабиста, который в свою очередь узнал это от Малика (ум. в 1959-60 гг.), внука одного из героев сражения при Ахульго, признанного в с. Ашильта знатока истории событий шамилевской эпохи, Даришилава, лично и хорошо знавшего имама (он умер в 1905 г.).

Вторым из информаторов Айдемирил-Мухаммада был Абдуллах сын Курбанали [6] - грамотный арабист, репрессированный в 1930-х гг. Его отец Курбанали (1820-1900 ?) был активным участником Кавказской войны, родственником и соратником Шамиля, а прежде всего - автором исторического сочинения о Кавказской войне, не дошедшего до нас, но упоминаемого уМ-С. Д. Саидова.

Отметим, что Абдуллах и Айдемирил-Мухаммад были с детства соседями, их дома стояли рядом, имея общую стену (для столь близких соседей - в аварском языке есть особое слово - "къедгIахьал"). Таким образом, отец будущего краеведа за годы тесного общения, долгих и обстоятельных бесед имел все возможности получить от сына Курбанали достоверные подробные сведения и о войне, и об имаме Шамиле.

Итак, сопоставление текста, полученного нами от М.Г. Нурмагомедова, с другими письменными и устными источниками, приводит нас к выводу о вероятном происхождении предков Шамиля из с. Гигатли. Это предположение позволяет воссоздать наиболее достоверную картину происшедшего, логично совместив разнородные и скудные данные ныне известных источников (письменных и устных, прямых и косвенных), касающихся этой темы.

В заключение хочу коснуться одной из версий о происхождении Шамиля, довольно распространенной, особенно в последние годы. Это версия о происхождении деда Шамиля из Гидатля. Удивляет, что она не зафиксирована в традиционном устном бытовании, а появилась недавно в 1968 году в аварской газете "БагIараб байрахъ".

Нам кажется, что у этой ("гидатлинской") версии может быть несколько истоков:

а) существует письмо имама Шамиля к жителям гидатлинского села Тлях [7], где имам повелевает привести налоги в соответствие с имущественным положением плательщиков. При этом он обращается к ним со словами (ила акриба'и) - буквально "к самым моим близким". При желании это выражение можно перевести и как "к моим самым родным". Но вполне понятно, что весь джамаат не может состоять в родстве с имамом, а скорее всего, здесь имеются в виду единомышленники, сторонники, единоверцы. Ведь и ныне распространенное устное обращение "брат" (даже первому встречному) вовсе не означает претензии на близкое родство;

б) в одном из сёл общества Гидатль существует место, именуемое "Пещера Денгава", о которой знали лишь местные жители. Однако в 1973 г. вышла книга [8: 28-30] М.А. Дибирова о дагестанских спортсменах "Сильные и стойкие", где приведено даже предание о происхождении деда Шамиля и гидатлинского с. Урада и последующем переселении его в хиндалальское с. Гоцатль. Книжная публикация произвела на гидатлинцев впечатление, ом было подхвачено "энтузиастами" и в конце концов превратилось в основ; новой генеалогии. Между тем, имя " Денга" не только распространено в сред гидатлинцев, но и довольно широко употребимо почти во всей Аварии особенно в Западном Дагестане. Поэтому нет никаких оснований считать что гидатлинская пещера названа по имени деда Шамиля;

в) предки первого имама Газимухаммада действительно происходил! из одного селения Гидатля [9: 7]. Вероятно, это невольно переносится и близких топонимов "Гидатли", и "Гигатли" имеющих близкое созвучие. Название широко известного общества Гидатль, находящегося в среднем течении реки Аварское Койсу на важном в стратегическом пути, было гораздо боле знакомо горцам, нежели название одного из сёл высокогорного обществ

Чамалал, поэтому весьма возможна механическая замена в устной передаче менее известного на более привычное - по чисто внешнему сходству - название. Заметим, кстати, что косвенно это может подтвердить версию о гигатлинском происхождении деда Шамиля.

Обратим внимание еще на одну деталь. Общеизвестно, что отец Шамиля носил имя Денгав-Мухаммад (чамал. вариант) = Денгал Мухаммад (авар, вариант), то есть "Мухаммад сын Денги". Имя "Денга" довольно широко было распространено среди народностей верхнего течения р.Андийское Койсу. Так, в стене мечети с. Гигатли сохранилась надпись 1760/61 г., где оно встречается среди других имен того времени [10].

Следует также отметить, что в чамалинском языке формантом родительного падежа является = в, который соответствует аварскому (у) л: чам. Денга = в, авар. Денга=л. Если в с. Гимры отца Шамиля называли Денгав Мухаммад, а не Денгал Мухаммад, то это наводит не мысль, о том, что в самом имени отца Шамиля был ключ к его происхождению. Другой вариант с прилагательным исключается, так как в аварском языке Денгав не обозначает качества, типа берцинав "красивый"

Хочется отметить, что предложенная нами версия отнюдь не претендует на исчерпывающее решение вопроса - она пока наиболее обоснованна среди известных нам. Да и сам имам не считал этот вопрос важным - если бы его спросили о происхождении отца или предков, наверняка бы ответил: "С Кавказа". Наша задача была предельно простой - дать наиболее аргументированный ответ тем, кто интересуется этой проблемой.

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы
г. Махачкала, Россия

ЛИТЕРАТУРА - REFERENCES

1 Ш.М Исаев. Тезисы конференции 30-31 мая 2000 года. Пятигорск. 2000.

2 Сочинение Имаммухаммада из с. Гигатли (на араб. яз.). Список из личной коллекции Исаева Ш.М.

3 Газ. "ХIакъикъат". 30 декабря, 1997 (на авар. яз.).

4 Инф. Шагасул Шамиль, 1903 г.р., с. Ашильта.

5 Батулил МухIамад. Шамиль АхIул гохIда. Махачкала, 1996 (на авар. яз.).

6 Инф. Батулил Мухмамад, 1940 г. р., с. Ашильта.

7 Письмо Шамиля обществу с. Тлях (копия находится в личной коллекции Исаева Ш.М.).

8 М.А. Дибиров. Сильные и стойкие. Махачкала, 1973.

9 Имам ГъазимухIамад. Махачкала, 1992 (на авар. яз.).

10 Ш.М. Исаев. Исторические сведения о чамалинцах. Махачкала: ДГУ. 1989.



Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.