Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон


ПРИМЕЧАНИЯ.
Глава III. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ.



1 Маркс К. Конспект книги Л.Моргана "Древнее общество"//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.45. С.254; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.:Наука.1983. С.З.

2 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХУП-начале XIX в. М.:Наука. С.105. См. об этом также: Материальная культура аварцев в XIX - нач.ХХ в. Махачкала. 1867. С.158.

3 См.: Гаджиева С.Ш. Кумыки; Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала. 1967. С.170-175; Агаширинова С.С. Материальная 214 культура лезгин ХIХ-нач.ХХ в. М.1978. С.121-159; Харадзе Р. Грузинская семейная община. Тбилиси. 1961.Т.1 .,2; Калоев Б. А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. М.1971.

4 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане. С.106.

5 Составлено но данным: Посемейный список Тиндальского наибства Андийского округа //ЦГАД.Ф.21. Оп.5. Д.117. ЛЛ.1-10; 11-30; 211- 228;ЛЛ. 229-240; 243-274.

6 См.: Посемейный список Тиндальского наибства Андийского округа 1886 г. ЦГАД.Ф.21. Оп.5. Д.117. ЛЛ.1-10 (с.Хойны),;ЛЛ. 11-30 (с. Инхоквари); ЛЛ. 211-228 (с.Контляда); ЛЛ. 229-240 (с.Сантлада), ЛЛ.243-274 (с.Хварши).

7 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - нач.ХХ вв. М.1985. С. 86.

8 См. Посемейный список Тиндальского наибства Андийского округа //Там же.

9 Термины золовка и деверь (холуе ыс) различают по контексту.

10 См.: Бромлей Ю.В., Кошуба М.С. Семья и брак у народов Югославии.М.1982. С.82-103.

11 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.21.С.76.

12 Ганцкая С.А. Общие тенденции этносоциального развития брачносемейных отношений //Современные этнические процессы в СССР. М.1977. С.433.

13 См.: Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.1979.С.75.

14 "Базар, кроме существующих в ее. Ботлих и Анди открыт еще в с. Эчеда" См:ЦГАД.Ф.21. Он.З. Д.6. Л.88. 1900-1901.

15 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. С.14; Ее же. Семья и брак народов Дагестана. С.84; Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин (ХIХ-нач.ХХ в.). С.121 и др.

16Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.:Наука.1983.С.ЗЗ.

17 Леонгович Ф.И. Адаты кавказских горцев //Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса. 1882. Вып.1. С.146. и др.

18 Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества //Памятники обычного права Дагестана. М.1965. С.130.

19 См. Там же. С.128.

20 См. Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества. С.129.

21 См.: Там же.С.125.

22 См.: Косвен М.О. Семейная община и патронимия. С.97; Давыдов А. Д. Афганская деревня. М.1969; Он же. Сельская община и патронимия 215 в странах Ближнего и Среднего Востока.М.:Наука. 1969; Робакидзе А.И. Особенности патронимической организации у горских народов Кавказа. //СЭ.1968^5.С.93-104.

23 Перщиц А.И. Возможен ли формационный подход к социальным ценностям этнической культуры //Этнографические исследования развития культуры.М.1985.С.59.

24 Першиц А.И. Указ.раб. С.59.

25 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.151; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.

26 См.: Агларов М.А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане //Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана. Махачкала. 1986. С.8,10.

27 См.:Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане. С.118.

28 Там же.

29 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак народов Дагестана. С.148-149; Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане. С.119.

30 Гаджиева С.Ш. Семья и брак народов Дагестана. С.148.

31 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII -нач. XIX в. С. 116; Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. М-Л. 1959. С.66; Шаниязов К.Ш. Узбеки-карлуки. Ташкент. 1964. С.141 и др.

32 См.: Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. М. 1939.С.138.

33 Гаджиева С.Ш. Семья и брак народов Дагестана. С.161.

34 Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев в XIX в. //СЭ.1984.К 6. С.120-121.

35 Булатова А.Г. Лакцы. С.141-142.

36 Дневник полковника Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время пребывания его в гор. Калуге. //АКАК.Т.12.Тифлис.1904. С.1469.

37 Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества. Гл.6. § 1.С.129.

38 Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества. Гл.6. § 2. С.129-130.

39 Там же. Гл.5. §1. С.129.

40 Чурсин Г.Ф. Свадебные обычаи и обряды на Кавказе //Весь Кавказ. 4.1. Тифлис. 1903.С.36.

41 Омаров А. Как живут лаки //ССКГ.В.4. Тифлис. 1870. С.19; Васильев А.Г. Казикумухцы: (Этнографические очерки) //ЭО.1899. N 3. С.68; Чурсин Г.Ф. Указ. соч. С.36; Булатова А.Г. Лакцы. С.142; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.176 и др. 42

42 Меликишвили Л.Ж. Некоторые стороны осетинского свадебного обряда //КЭС. Т.6. В.2. Тбилиси.1979. С.167-174. 216

43 Чурсин Г.Ф. Авары. С.46; Бутаев Д. Свадьба лаков (казикумухцев) //ЭО, 1915. N 1-2. С.48-49; Гаджиева С.Ш. Кумыки. С.269; Она же. Семья и семейный быт народов Дагестана. С.26-27; Она же. Семья и брак у народов Дагестана. С.163 и др.

44 Бекая М.А. Старый и новый семейный быт в Грузии (по этнографическим материалам Аджарии) //Автор, дис. канд. ист. наук. Тбилиси. 1966. С.10; Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.:Наука. 1971. С.223; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.46 и др.

45 Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды у аварцев Кахибского района //СЭ.1946. N2.0.196. '

46 Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль Западного берега Каспийского моря. 1728. ИГЭД. С.113; Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и в Дагестан (летом 1898 г.) //СМОМПК. В.31. Тифлис. 1902. С.233.

47 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.165.

48 Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961.С. 250; Она же. Брак и свадебные обряды у кумыков в ХГХ-нач. XX вв. //УЗ ИИЯЛ.1959.Т4; Лугуев С.А. Свадьба и свадебные обряды ахвахцев.//Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в ХГХ-нач.XX вв. Махачкала, 1986. С.48.

49 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.165; Алимова Б.М. Брак и сваденые обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала. 1969. С.15.

50 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.166; Лугуев С.А. Свадьба и свадебные обряды ахвахцев. С.49; Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев в XIX веке.//СЭ. 1964. N6. С.132.

51 Омаров А. Воспоминания муталима.//ССКГ. Вып. I. С.38.

52 См.: Мусаева М.К. Взаимопомощь и ее форрмы у хваршин //Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX- нач.XX в. Махачкала. 1987. С.129.

53 Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы XIX- нач.ХХ в. М.1990. С.177; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.97; Караулов Н.А. Балкары на Кавказе.//СМОМПК. 1908. В.38. С.145 и т.д.

54 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.178.

55 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.2. С.179; Львов И. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев. С.29; Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. С.52 и др.

56 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.Т.2. С.178.

57 Адаты Тинадальского наибства Хваршинского общества. Гл. 6. § 5. С.130. 217

58 Земля дочери, даже замужней, доставалась иногда по завещанию (васият). При этом 1 доля ей, 2 доли братьям. См.: Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. С.51.

59 Кисляков Н .А. Очерки но истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. С.82; См. также: Малинин Л.В. О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев //ЭО. 1890. N 3; Харадзе Р.Л. Грузинская семейная община. Т.2. Тбилиси. 1961.

60 Такие представления характерны почти во всем Дагестане : См.: Гаджиев Г.А. Магия в свадебной обрядности народов Нагорного Дагестана. //Брак и свадебные обычаи народов Дагестана в ХГХ-нач. XX в. Махачкала.1985. С.108; Агларов М.А. Указ. раб. С.134; Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана. С.150 и др.

61 См.: Лугуев С.А. Брак и свадебные обряды ахвахцев //Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в ХГХ-нач.XX в. С.52 ;Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды ботлихцев.//Там же. С.35.

62 Максимов А.И. Из истории семьи у русских инородцев //ЭО. 1902. N1. С.57; Мтавриев. Простонародная свадьба в Кахетии. //СМОМПК. Тифлис. 1902. Вып.31. С.152; Кисляков Н.А. Очерки но истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. С.141; Абрамзон С.И. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука. 1971. С.227 и др.

63 Ср.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак народов Дагестана в ХГХ-нач. XX в. С. 155; Ее же. Свадебные обычаи и обряды терекеменцев Дагестана //Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в ХГХ-нач. XX в. С.18; Ее же. Дагестанские терекеменцы XIX -нач.XX М.:Наука. 19&0. С.171 и др.

64 Сигорский М. Брак и брачные обычаи на Кавказе //Этнография. 1930. N3. С.49.

65 Обрядовые деревца на свадьбе фигурировали и у других народов Дагестана. См.: Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи кумыков в прошлом и настоящем (конец XIX -нач. XX в.) //Дис. канд. ист. наук. Махачкала. 1977. С.61, Ее же. Брак и свадебные обряды у табасаранцев //Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в Х1Х-нач. XX в. С.37 и др; См.: Гаджиева С.III. Брак и свадебные обряды у кумыков в XIX нач. XX в. С.61; Ее же. Семья и брак у народов Дагестана. С.231; Лугуев С.А. Свадьба и свадебные обычаи у ахвахцев. С.55 и др.

66 ЦIоро-Грузия (песня, видимо, появилась еще во времена набегов на Грузию и говорит о популярности этих набегов.)

67 Почти у всех народов существовал обычай, согласно которому представители невесты не разрешали ввести ее в дом без особого за это вознаграждения. См.: Амиров Г. Среди горцев Северного Дагестана / 218 /ССКТ. Вып.7. С.31; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.234-235.

68 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.236; Булатова А.Г/ Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в ХIХ-нач.ХХ в. С.165, 166.

69 Для многих народов Дагестана борьба между женихом и невестой, выраженная в той или иной форме была привычным явлением. См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.245; Булатова А.Г. Указ. раб.С.171.

70 См.: Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С. 59.

71 Доклад А.М. Завадского о поездке вверх по Андийскому Койсу / /ИКОРГО.Т.6.В.5. Тифлис. 1903. С.32.

72 Ср.: Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев. С.44.

73 Сергеева Г.А. Брак и свадебные обряды у народов Дагестана //КСИЭ. 1959. Вып.32; Булатова А.Г. Лакцы. С.151-152; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.269-268; Лугуев С.А. Свадьба и свадебные обычаи у ахвахцев. С.59 и др.

74 См.: Косвен М.О. Обычай возвращения домой (из истории брака) //КСИЭ.В.1. 1946. С.30-31.

75 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.24 5.

76 Адаты Тиндальского наибства Хваршинскоо общества. " Об увозе женщин" §4. С. 130.

77 Адаты Дагестанской области и Закатальского округа.С.602,603.

78 См.: Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества. " Об убийствах". §8. С.125. §10. С.126.

79 См. Харчев А.К. Брак и семья и СССР. С.126.

80 Абу-Бакар А. "Снежные люди". М.:Молодая гвардия.1966.

81 Полевые записи М.И. Атакишиевой по теме: Семейные отношения у аварцев Цумадинского района //АИЭ.Ы2096. Полевые материалы дагестанской экспедиции 1951 г. Л.11-11 (об.)

82 См.: Кон И.С. Этнография детства. (Проблемы методологии)//СЭ. 1981. N5. С.3-10.

83 Подобные поверья и запреты существовали у многих народов. Ср.:Омаров А. Воспоминания муталима //ССКГ. Тифлис. 1868. Вып.1. С.49; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.67; Гаджиева С .Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.237; Соловьева Л.Т. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (втор. пол. XIX- нач.ХХ вв.)//КЭС.8. М.:Наука. 1984. С.168 и др.

84 См. Арутюнов С.А., Жуковская Е.Л. "Святые" реликвии: миф и действительность. М.:Изд-во полит, литературы. 1987. С.13. 010

85 См.: Калашев Н. Местечко Сальяны (Сальян Джавадского уезда Бакинской губернии) //СМОМПК. Вын.5. Отд.1. С.154.

86 Халидова М.Х. Демонологический персонаж "мать болезней" и его магическине функции //Магическая поэзия народов Дагестана. Махачкала. 1989. С.116.

87 См. Мамедов А. Из дагестанских нравов, Алпаб (лезгинское поверье) //СМОМПК. В.13. Тифлис. 1892. С.145-146; Гаджиева С.Ш. Кумыки. С.325; Ее же. Семья и брак у народов Дагестана. С.275.

88 См.: Дубровин Н.Т. История войны и владычества на Кавказе. Т.1. Кн.2. СПб.1871. С.379; Азербайджанцы//Народы Кавказа. Т.2. М.1962. С.139; Асатрян Г.С. Обряды детства и воспитание детей в традиционной культуре персов //Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М.:Наука. 1983. С. 70-71 и др.

89 КК на 1880. Тифлис. 1879. С.194.

90 См. соответственно: Дубровин И.Ф. История войны и владычества на Кавказе. Т.1. кн.1. С. 336; Кунина А. Семейные обычаи и обряды у шапсугов //Религиозные пережитки у черкесов - шапсугов. М.1940. С.23 и др.

91 См.: Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины-матери //Этнографическое обозрение. М.1899. 1-2. С.117.

92 Ср. Булатова А.Г. Лакцы (Х1Х-нач.ХХ в.). Историко- этнографический очерк. Махачкала. 1971. С.157; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.273.

93 Пурцеладзе А. Предрассудки грузин //Кавказ. N43. 5 июня 1866 г.,Стеланова Г. Приметы и поверья грузин телавского уезда. //СМОМПК. Вын.19. Тифлис.1903. С.95.

94 См. Булатова А.Г. Лакцы. С. 158.

95 Его в измельченном виде (кусочек) заливали теплой, сладкой водичкой и давали пить ребенку при болях в животе. Применение подсушенной и измельченной пуповины в качестве лекарственного средства известно многим народам.

96 См. также о манипуляциях с последом: Федянович Т.П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка (конец XIX- нач. XX в.) //СЭ.1979. N2. С.80-81; Бутанаева В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.:Наука. 1988. С.211,212; Чесноков Ю.В. Некоторые аспекты традиционного воспитания детей в культуре оленных чукчей и коряков //Там же. С.141; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.68; Булатова А.Г. Лакцы. С.157 и др.

97 Фрезер Д. Золотая ветвь. М.1980. Гл.2. С.51-52. - 220

98 Подобный обычай существовал и у азербайджанцев: См.: Калашев И. Местечко Сальяны (Сальян) Джевадского уезда Бакинской губернии .С.140.

99 См.:Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент. 1960. С.29; Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л. 1936. С.82; Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.1972. С.11; Вутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов.С. 2 10.

100 Соловьева Л.Т. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (втор, пол. XIX - нач. XX в.). С.177.

101 См.: Покровский Е .А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. М.1881.

102 См.: Фрезер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. С.237-238.

103 ПМ автора. Ф .5. Ол.1. N 335.

104 ЦГА Д Ф.21. Оп.5. Д. 117. Л.213. (об); 222 (об).

105 См.: Фрезер Д. Указ. раб. С.257. Гл.21; Харузина В.И. Несколько слов о родильных и крестинных обрядах и об уходе за детьми в Пудожском у. Онежской губ. //ЭО. 1906. Кн.18-19. С.91 и др.

106 Описание люльки См.: Гаджиева С.Ш. Кумыки. С.28.

107 См.: Фрезер Д. Золотая ветвь. Гл.21. С.265-269; Бутанаев В.Я. Воспитание маленьких детей у хакасов. С.217; Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. С.177, 182 и др.

108 По представлению хваршин, вареное зерно способно предотвратить любую беду, отсюда его частое использование в ритуально- магических целях ("в день Ашуры", при "развязыванииног" у ребенка и т.д.).

109 Например, у адыгов раздавали вареное зерно для ускорения роста зубов. См.: Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.72.

110 См.: Чурсин Г.Ф. Очерки по этнографии Кавказа. Тифлис. 1913. С. 100.

111 Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М.1881 С.277.

112 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.71.

113 "Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола ..." (Книга бытия. Гл.17.С.12) //Цитируется по Токарев С.А. Религия в истории народов мира. МЛ 965. С.397.

114 Массэ А. Ислам. М.1962. С.130-131.

115 См.: Токарев С.А. Религия в истории народов мира.С.397. 221

116 Волков Г.И. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашский книгоиздат. 1966. С.86.

117 См.: Дубровин И. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн.1. С.165.

118 Павлинскан Л .Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. С.227.

119 Рейнсон-Правдин А.Н. Игры и игрушки народов Обского севера (социальные корни игры) //СЭ. 1949. N3.6.131.

120 Студенецкая Е.И. Быт и культура кабардинского народа XVIII-XX вв. //Сб. статей по истории Кабарды. Нальчик.: Кабард.кн. изд-во. 1954. Вып.З. С. 17; Лавров Л.И. Из поездки в Балкарию //Советская этнография. Л.:Изд-во АН СССР. 1939. Вып.2. С.177 и др.

121 Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества //Памятники обычного права Дагестана Х?П-Х1Х с. М.:Наука. 1965. С. 127.

122 Агларов М.А. Сельская община в нагорном Дагестане. С.113.

123 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.78.

124 Лилов А.И. Очерки из быта горских мусульман //СМОМПК.В.5. Тифлис.1886. Отд.П.С.14-15.

125 См.: Ведомость о числе мечетей, учителей и учеников в Западном Дагестане в 1868 году //КК на 1870 г. Отдел.2 Тифлис. 1869. С.393. 126

126 Обзор Дагестанской области за 1911 год. Темир-Хан-Шура. 1912. С.59.

127 Лилов А .И. Очерки из быта горских мусульман. С.20.

128 См.: Коран . Перевод и комментарии Крачковского Ю.И. М.:Изд- во Восточной литературы. 1963. С.348-352.

129 См.:Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С.85.

130 См.: Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы XIX- начало XX. С.183.-184; Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII -нач. XX в. //КЭС.8.М.1984. С.75.

131 Пржецлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане. С.297.

132 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.295 .

133 Гаджиева С.Ш. Там же. С.287-288; 297-302; 304-308.

134 См.: Гаджиева С.Ш. Там же.С. 309.

135 См.: Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М.1881.4.2. С.294; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт у народов Северного Кавказа. С.88; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.294 и др.

136 См.: Итина М.А. К вопросу об отражении общественного строя в погребальных обрядах первобытных народов. //СЭ. 1954. N3. С.63-68.

137 Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. С.188. 222

138 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.311. 1311

139 См.: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. С.287-312.


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.