Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон


ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА


1. ПОСЕЛЕНИЯ


Поселение, как исторически сложившееся единство, характеризуемое определенной общностью основного этнического состава его жителей, их языка, хозяйственных условий, интересов обороны, надолго переживая время своего возникновения и бытуя на протяжении длительного периода, сохраняет следы породившей его социальной эпохи1, отражает уровень общественно-экономического развития, т.е. складывание форм поселении происходит на протяженнии длительного времени под влиянием определенных социальных, экономических и природных условий.

Селения хваршин (Хварши, отселок Хонох, Сайт лада, Кваитлада, Верхнее Инхоквари, Нижнее Инхоквари) расположены вдоль ущелья, образованного рекой Хваршинкой, на крутых склонах и естественно укрепленных возвышенностях. В несколько ином направлении расположено с. Хваини из-за того, что с левой стороны ущелья вклинивается отселок Хунта-Хваини, населенный тиндинцами. Все села Хваршин располагаются по правую сторону ущелья исключение составляет отселок Хонох, раскинувшийся в долине реки по левую сторону.

На расселение хваршин, естественно, повлияли те же факторы, что и на другие поселения народов Дагестана, да и всего Кавказа в целом. Одно из важнейших условий для любого поселения -наличие рядом водного источника. Строительство водопровода в тех условиях было делом сложным. Отсюда и стремление человека поселиться возле реки, водоема и т.д., которое прослежавается в Дагестане, по данным археологии, с древнейших стоянок до современных поселении2.

Все поселения хваршин, как отмечалось, расположены вдоль Реки Хваршинки, кроме этого во всех селениях имелись небольшие Родники, которыми в основном и пользовалось население.

Важным фактором, учитываемым при строительстве поселений, был оборонительный. Село строилось так, чтобы оно представляло собой крепость, к которой трудно подойти. Это явление характерно в целом для всего Дагестана. Недаром на это указывали многие русские наблюдатели и путешественники3. В частности, Ф.М. Гене, касаясь, поселений горцев, писал, что "дагестанцы живут ... селениями, тесно построенными, и большей частью выбирают гребни гор при соединении двух речек, омывающих подошвы оных, располагая дома свои по обе стороны гребня, амфитеатром... обыкновенно имеют в селениях своих только два выхода, стараясь для сего избрать самые крепкие от природы места. Таким образом, каждая деревня составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону."4

Отмечают значение оборонного фактора и современные этнографы5. Хотя эти сведения непосредственно к хваршинам не относятся, но в полной мере могут быть отнесены и к ним. Основными причинами сооружения естественных сел - крепостей были сложное политическое положение: во-первых, наличие по соседству богатых феодальных владений Грузии, с которыми не прекращались взаимные столкновения и походы; во-вторых, постоянные столкновения между соседними обществами /особенно с тиндинцами и цезами/. В частности, рассказывают, что некогда главное селение Союза Хваршинских сельских обществ Хварши ниходилось в местности Мушкьухо (сохранились обгоревшие развалин) в двух километрах от настоящего села, на ровном более удобном месте. Старое село, как можно судить по развалинам, имело четыре сторожевые башни, об этом есть и свидетельство ("На этом последнем пути, как более доступном, устроены горцами башни в наиболее трудном месте у сел. Хварши")6, заключавшие село в четырехугольник. Кроме того, село, якобы, окружено 4-5 метровым бревенчатым забором. Таким образом были предприняты меры предосторожности. Рассказывают, что однажды утром жители села увидели напротив, на опушке леса, трех медведей играющих между собой. Все мужское боеспособное население вышло на облаву. Тем временем, с запада на село, оставшееся без боеспособных защитников напали, как они говорят "цизо", забрали скот, подожгли дома. А медведи оказались, завернутыми в шкуры людьми, которых специально подослали. После этого случая, как говорят, было решено перенести село к подножию горы и строить дома вверх по склону, т.е. образовать естественно-укрепленное поселение. Хотя это и создавало определенные трудности с водоснабжением.

Свидетельство, приведенное здесь говорит, о том что еще в середине XIX в. (т.е. в 1859 г.) Хварши было на своем старом месте, хотя возможно, что несмотря на перенос села, сторожевые башни могли оставаться на месте и иметь свое былое значение вплоть до окончания Кавказской войны.

По другой версии с. Хварши было отстроено на новом месте после разрушения Шейхом-Абу-Муслимом, насаждавшим в этих краях ислам (начало второй половины XIII в.7): "хварши после его ухода убили его ставленников и вернулись к старой вере. Один из его ставленников бежал к Абу-Муслиму. Тот рассердился, пришел к аулу, разрушил его до основания. Новый аул строился рядом"8.

Археологический материал подтверждает, что действие оборонительного фактора неодинаково и, что он учитывался в зависимости от эпохи, от политического состояния общества.

Превалирование оборонительного фактора для Дагестана зафиксировано в поселениях, возникновение которых относится к энеолиту, бронзовому веку и раннесредневековью9, а также к эпохе освободительных войн дагестанцев в ХУIП-ХIХ вв.10

Еще одним важным условием при образовании поселений являлось наличие хозяйственных объектов (пашни, сенокосы, пастбища) поблизости от места жительства. Возможность освоить пригодные земельные участки. Порождением этого фактора являются экономические интересы. "В Дагестане было настолько сильно малоземелье, что горцы старались строиться в местах с хозяйственной точки зрения, не представляющих ценности (крутые склоны, скалы и пр.)"11, и действительно, все села, за исключением Хоноха, хваршинского ущелья расположены на голых, крутых склонах.

Правда, очень трудно определить, что же было важнее - фактор оборонный или экономический. Скорее всего они взаимосвязаны и действуют одновременно, в частности, Османов М.-З.О,, говоря о горных селениях даргинцев считает, что их неприступность была обусловлена не только оборонительным фактором, но и стремлением экономить землю, для чего "... селение карабкалось в ГОРУ, на скалы"12. Обращает внимание и то, что села хваршин разрастаются сверху вниз, т.е. от неудобных круч к нижним широтам, удобным местам, из чего можно сделать вывод, что оборонный фактор постепенно отступал в своей значимости на задний план к концу XIX века, т.е. ко времени окончительного присоединения Дагестана к России. Это связано с усилением Центральной власти, прекратившей междуусобицы и нашествия извне13.

Еще один важный фактор, учитываемый при образовании поселений -это возможность солнечной ориентации. Поэтому села располагались на южных склонах. Для хваршин довольно прохладный климат в ущелье делал солнечную ориентацию необходимой. "Основная побудительная причина - получение от солнца как можно больше тепла"14, несмотря на расположенные вблизи лесные массивы, позволяющие обогревать помещение огнем. Солнечные лучи играли значительную роль в хозяйственной деятельности горца (сушка и вяление мяса, лесных фруктов, сушка пряжи, шерсти, зерна, сыра и т.д.(.

Исследователи считают, что солнечная ориентация имела в прошлом, во времена язычества, и ритуальное значение15, многочисленные солярные знаки на женских украшениях, на камнях в кладке стен, расположение кладбищ на солнечной стороне и т.д. яляются тому свидетельством.

Любимым занятием населения гор в зимнее время было "принятие солнечных ванн" на крышах домов, хорошо обогреваемых солнцем. Они часами сидели и занимались своими делами: кто прял, кто вырезал из дерева утварь. В этом плане представляет интерес описание, данное Н. Львовым: "Горцы во время сильных морозов, засев в теплые сакли, обогреваемые лишь по утрам скудным огнем для вскипячения галушек, не показываются на улице до тех пор, пока не проглянет солнце. Когда же оно обогреет немного воздух, тогда все прятавшиеся от стужи мужчины, женщины, старики, молодежь оставляют сакли и размещаются на крышах, галлереях или где-нибудь в затишье, на солнечной стороне"16. Таким образом, жилье в горах в течении дня почти не отапливалось, огонь разжигали только утром и вечером для приготовления пищи, к тому же солнце становится, как отмечает М.-З.О. Османов "экономическим фактором в хозяйственной деятельности горцев, ... фактором, который с течением времени не обязательно осознается во всем его значении и объеме, но тем не менее становится обязательной традицией и сильно влияет на сельское строительство, на планирование селения"17.

Иногда, в силу каких-то объективных причин (наличие земель, неудобство иного расположения и т.д. ( поселение могло располагаться и с ориентацией на другую часть света. В частности, это относится к отселку Хонох, но прежде всего это отселок: как село оно оформилось лишь к концу Х1Х-нач. XX века, но дома здесь располагались с таким расчетом, что большую часть суток они обогревались солнцем.

В целом, на расселение хваршин оказывали влияния те же Факторы, чтои надругие народы Дагестанаи Кавказа18: возможность бороны, близость воды, пашен, пастбищ, экономия земли, особенности рельефа, солнечная ориентация и т.д. Причем, все эти факторы взаимно дополняли друг друга и в различные исторические эпояси один из факторов превалировал над другими.

5 ХIХ-ХХ вв. у хваршин, как и в Аварии существовали два основных типа поселений: алль (село), коло (отселок, хутор)19.

Населенные пункты в Западном высокогорном Дагестане отличаются чрезвычайно малыми размерами. Одной из причин этого являются географические особенности края20. Этому способствовали сильная пересеченность местности; отсутствие широких долин с ровными земельными участками, пологих южных склонов тормозило развитие и создание крупных сел. И когда мы будем говорить - крупное поселение, село, - следует учитывать, что оно крупное в пределах этого края.

Образование хутора прослеживается почти одновременно с образованием села и зональной специализацией хазяйства21, а в качестве хозяйственной базы уже со времени сложенния производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства22, -хутор такого типа более поздняя структура, чем село или даже отселок. И его хозяйственно-промысловая специализация обуславливала в их развитии и сложении слабую роль тухумно-родственных связей. При этом, хуторов такого типа было гораздо больше.

Список хуторов вокруг Хваршинского ущелья.
1. АжучIи16. Гобноцогьо
2. Къуборгъо17. Зубба
3. ЧIелхъо18. Квендере
4. ХIажиявла кологьа19. Малалъгъе
5. Амильгьо20. Сосугьо
6. Гъвачугьо21. Чогулогьо
7. КIветIбизахъа22. Булъугьо
8. Къулекьо23. Щеркьо
9. Быхъакьа24. Азгугье
10. КурдакIукьо25. Кызмокъо
11. Ицалалъ26. Эцугъо
12. Маникьо27. Ахъкьулъе
13. АхIахъа28. Гьургьо
14. Занахъа29. Къыцалъ
15. Тихъо 

Хваршинское ущелье, по словам информаторов, окружало 29 хуторов, из них 9 были большие (до 20 и более хозяйств), 8 -средние ( 10-13 хозяйств), остальные до 10 хозяйств: например, селение Сантлада окружало, по словам информаторов, 5 хуторов - это сравнительно небольшое селение, состоящее из 4-х тухумов; вокруг села Хварши было 14 хуторов. В частности, 8 и 9 по списку хутора в ущелье упоминаются в КК в статистическом отделе. При этом, если в КК на 1917 год Бикакъ (Быкъакъка) и Кулятль Верхний и Кулятль Нижний (Къулеккъе) только упоминаются в составе Ункратль Дидоевского участка23, то в КК на 1915 год имеется указание, что на хуторах Кулятль Верхний и Нижнний проживают соответственно 50 и 26 хозяйств хваршин24. В отличие от этих селений, с. Квантлада считается наоборот образованным путем слияния нескольких хуторов, впоследствии население их образовало 4 тухума: Гардузо, ТIашизо, КIемуцIо, Кохъузо. Каждый представитель одного тухума обзывает представителя другого тухума приблизительно так:" Вас привезли в мешках, чем вы гордитесь" или "Вас привезли, играя музыку ..." и т.д. Эти упреки, укоры наталкивают на мысль, что скорее всего, село Квантлада образовано слиянием поселений военопленнных.

У представителей каждого селения есть свои легенды об оразовании сел, возникновении тухумов. Например, жители с. Хварши и отселка Хонох говорят, что их село произошло от поселения в местности Мушгьухо (где первоначально находилось село) двух братьев Хварш и Хонох с семьями из Цунтинского села ХIутрахъ, которые и образовали две ветви одного ХIутрахского тухума.

Действительно в с. Хварши имеется тухум, который называют "XIутрах", но сомнительно, чтобы именно они были основателями села, т.к. имеется свидетельство о том, что хутрахцы появились в этих краях в 1853 году: сел. Хутрах Дидойского общества 12 июля было истреблено "до тла, причем погибло до 350-ти человек дидойцев, 13 захвачено в плен... Уцелевшие от истребления горцы спасались бегством в горы на север от Хутраха"25 - (т.е. именно в сторону ущелья), а с. Хварши основано гораздо раньше, а возможно, что это были более ранние поселенцы. Как рассказывают, эти братья Хварш и Хонох ходили в Грузию с набегами, привозили пленных и пошли от них различные тухумы.

Рассказывают, также, что в Хварши жил один из предводителей набегов на Грузию. Даже из Хунзаха съезжались к нему и вместе с ним отправлялись в Кахетию до Алазанской долины с набегами.

Однажды его привезли убитым, но без кисти правой руки. Кисть Кверелинской церкви грузины привязали на крест у купола. Когда отправились за кистью - потребовали выкуп в 40 быков. Хваршины собрали быков и выкупили кисть руки.

У этого предводителя был младший брат Ражбадин 16-17 лет, который должен был в скором времени жениться. Он отказался от женитьбы, собрал отряд и отправился мстить за брата. В тот самый набег удалось ему и его друзьмя захватить 150 человек пленными. Продавали пленников очень дешево жителям окрестных сел (одного за 1/2 пуда отрубей (цуц), другого за каток (кIирили) для утрамбовки крыши дома и т.д.). Оставшимся джамаат выделил по небольшому клочку земли и дал возможность обзавестись хозяйством. От них, якобы, и возникли некоторые тухумьг в с. Хварши.

В селении Хварши жили представители тухумов Хошеба, Датунава, Тушиба, Актеба, Цекъонеба, которые считаются "хъазахъами", т.е. происходят от военопленных и купленных на невольничьих рынках предков. Пришлыми (апарагами) являлись Гекъуба, Кикилаза (они из Пумада: как говорят, их беспокоили змеи на хуторах), Хитроза, Нуравба. Тухум Нуравба считают основанным выходцем из Хунзаха. Он в свое время обманным путем скупил много земли у хваршин. Давал взаймы в неурожайный год под посев прогретое зерно, таким образом закабалил многих, и те вынуждены были продать часть своих земель, чтобы прокормиться.

В отселке Хонох кроме представителей выше названных тухумов живут еше три: Гаеба, Насреба (хитрые) и Солдат. По преданию род Солдат (которых еще называют ИхзохIо - кровавые) появились здесь во времена Кавказской войны (в перв. пол. XIX в.). Про них говорят что хоть мясо мусульманское, кости христианские. Антропологически белокурые, светлоглазые; недалеко от старого поселения Хварши -Мущгьухо, есть местность под нназванием Гъагъ бейча гIурус (место поселения русских(, оттуда они и перебрались в Хонох.

О происхождении селения В.Инхоквари рассказывают два варианта одной легенды. В одном варианте селение образовали семьи двух братьев, высланных из-за кровной мести из - с.Инхо (современного Гумбетовского района). Они поселились на склоне УЗКОГО ущелья (къвари), потому селение получило это название.

По второму варианту - оно образовано несколькими семьями, выселенными из с. Инхело современного Ботлихского района.

Мужчины в этих семьях занимались грабежами на дорогах, подкарауливая отходников, купцов. Наконец, догадались посыпать дорогу песком и по следу определили грабителей. Место поселения назвали Инхокъвари (т.е. место, где посадили, заперли выходцев из Инхело-Инхелесел кьвари гьабураб бакI). Возможно обе эти легенды имеют позднее происхождение, т.к. один из жителей с.Инхоквари попытался воссоздать свое генеологическое древо и дошел до предков по 12 колено. Начало их роду положил некто Соки и его жена Деши, от его сыновей Чо и КIекIе пошли две ветви Чозо и КIекIезо. Представители этих тухумов по сей день живут в Инхоквари.. Сына Чо звали Хусура, это последние немусульманские имена. У основателя села Соки был брат, которого звали Симай, но его убили, сохранилось только название местности "Симаес Леха" (место гибели Симая).

Информаторы говорят, что в незапамятные времена люди жили не по правую сторону, а на противоположной сторонне, где сейчас лес. И по сей день дети находят в лесу много интересного, есть также пещеры с явными следами пребывания человека, с изображениями на стенах различных человечков (дели за археологами), сцен охоты, солярных знаков и т.д.

Отселок Хонох образовался за счет разрастания территориально-родового хутора, там была собственная большая мечеть (что является одним из признаков отселка) о чем свидетельствует полуразвалившееся здание, сохранившееся до наших дней.

Селение Хвайни, в результате захвата тиндинцами огромной территории, на которой образовали большой территориально-родовой хутор Хунта-Хвайни, оказалось отсеченным от остальных сел хваршинских сельских обществ Союза, хотя и принимало участие в делах Союза.. После окончательного присоединения Дагестана к России и образования военных округов сел. Хвайни попеременно входило то в Тиндинский участок, то в Эчединский26.

Развитие хуторов, отселков не давало возможности разрастаться селу. Этим, скорее всего, можно объяснить размеры хваршинских сел, которые в большинстве своем невелики. По сведениям 1840 г. с. Куарши (Хварши( - 150 дымов, с. Куатлада (Квантлада( - 20 дымов27.

В целом, мы наблюдаем две формы поселений в составе Союза Хваршинских сельских обществ.

  1. Село (алълъ( - по своему типу чисто территориальное.
  2. Хутора делились на сезонные хутора 2-х типов: однотухумный и многотухумный; отселок, самостоятельный и довольно крупяных размеров.

Кто жил в отселке, уже не имел дома в селении, в отличие от торских, которые имели свои дома также в самом селе. При этом различаются села двух видов:

  1. поселение возникшее и развивавшееся за счет слияния несколький хуторов в одно целое.
  2. liпоселение, которое наоборот дало ростки в виде хуторов, т.е не увеличившееся, а рассеявшееся за счет хуторов.

Они в общем отражают этапы селообразования. Если вначале возникали небольшие тухумные /полигемные/ поселения, то постепенно они разрастались за счет прибытия новых жителей, так называемых апарагов, а также за счет военнопленных, которых сажали на землю, давали возможность обзавестись семьей, и т.д. Образование поселений территориально-тухумнного типа на территории Аварии А.И. Исламмагомедов относит к XIV в., правда с оговоркой, что этот процесс происходил на территории Аварии неравномерно и высокогорных районов почти не коснулся28. И все же впоследствии, интенсивное ведение хозяйства заставляло людей образовывать летние хутора, которые затем превращались, в силу хозяйственной необходимости, в круглогодичные. Эти же хутора позже укрупнялись за счет вновь прибывших - строилось добротное жилье. Разрастаясь, они во многих случаях приближались к селу, таким образом, образовывалось, благодаря слиянию хуторов, село, как например, село Квантлада, сгруппировавшее свои хутора вокруг самого крупного хутора.

Третий этап селообразования - это когда, уже укрупненные за счет хуторов, села опять стали осваивать целину и устраивать хутора (как например возле с.В.Инхоквари( и т.д.

На тип расселения как и на выбор места поселения влияют определенные социальные, экономические и природные условия. Так, в высокогорное зоне острое малоземелье - специфика хозяйства, фактор обороны привели к значительной скученности построек, в результате чего большинство селений круто, уступами взби рались вверх по склонам гор. Центром такого селения, а в некоторых и 2-3 центра, являлась небольшая площадь - годекан (кверита), где обычно к исследуемому времени располагалась вельская или квартальная (если годеканов было 2-3) мечеть, здесь проходили сельские сборы, игрища и другие общественные мероприятия, наличие такого центра было необходимым условием для каждого аула29. Иногда такая площадь четко выделялась в общей планировке селения.

Утверждение, что случаев совпадения расположения площади геометрическим центром было мало, в полной мере можно отнести и к селам хваршин. Но, в отличие от многих сел аварских народов Дагестана, дома здесь не образуют лестницы, т.е. крыша одного дома редко может служить двором для другого. Исключение, пожалуй, составляют некоторые участки селения Сантлада. Дома здесь расположены террасообразно, т.е. между определенной линией домов проходит узкая тропинка, которая порой, может привести на крышу нижестоящего дома. В месте, где верхняя терраса обрывалась, сверху вниз, петляя, шла широкая, если ее можно так назвать, улица. Улицы вертикальной планировки выполняли в определенной мере функции санитарных коммуникаций. Вода, стекаемая во время дождей, смывала по дороге все нечистоты и мусор. К тому же села хваршин обычно располагаются на твердом сланце, которые не поддаются размыванию и оползням и быстро высыхают, не образовывая грязи, что тоже имеет большое санитарное значение.

Таким образом, был организован естественный очиститель улиц, т.е. при застройке сел предусматривался вопрос о санитарном состоянии села. Не случайно, наблюдатели считали, что устройство поселений и жилищ лезгин вполне целесообразно, что типы лезгинской сакли и аула выработались рядом многих поколений и вполне приспособлены к данным условиям30.

И хотя у И.И. Пантюхова речь идет о дагестанцах в целом, это в полной мере можно отнести и к хваршинским селам.

И еще следует отметить, что ступенчатая, вертикальная зональность характерна для Дагестана еще с бронзового века, об этом свидетельствует археологический материал.

Ландшафтные особенности породили в хваршинском ущелье две формы поселений, одна из них характерна для горной зоны, другая - для горной долины. В связи с этим отселок Хонох, а частично и Хварши отличается по общему виду (хотя плотность застройки очень высокая и бессистемная, это связано с тем что это бывший хутор, где каждый кусок пастбищ или пашен был очень доро), дома располагаются горизонтально. Часто встречаются одноэтажные дома вытянутого плана, поделеннные на две половины, одна часть жилая, другая приспособлена под хозяйственные нужды. Вход в комнаты в таких домах, как правило, прямо со двора, т.е. дом без веранд.

Скорее всего, что Хонох как отселок стал разрастаться с конца XIX века, когда упала роль оборонного фактора, т.к. именно в это время стало внедряться горизонтальное селостроительство31 и чем позднее основано селение, тем слабее подвергнуто оборонительному фактору32.

Квартальное деление, естественно не стихийное явление, оно производилось обычно для удобства при выполнении общественных работ, при разделе сенокосов и угодий и т.д. Следует отметить, что наиболее старые кварталы являются менее удобными, но хорошо защищенными. При делении на кварталы, безусловно, учитывается только территориальный принцип, хотя не исключено, что некогда этот квартал был заселен людьми из одного тухума.

Например, в селе Хвайни проживали представители 4 тухумов, а село делилось на 3 части и в каждом квартале свой годекан: первый квартал - Изо, второй квартал - Квертикьо, третий -Пазулумада.

С.Инхоквари делилось на черыре части:

  1. Быхъахъа - солнечная
  2. Хъулекьо -лемех
  3. Гильхъулекьо - нижний лемех
  4. Кьоло алъ -верхнее село.

Первые три части создали впоследствии с. Н.Инхоквари.

Село Сантлада также делилось на верхнее и нижнее село. Но годекан был один. В нижнем селе имелись два квартала: КIанилъе (у источника(, Маллала быхъхъогьо (у сарая Маллы(.

В целом мы наблюдаем устойчивое территориальное деление.

Подитоживая вышесказанное, можно подчеркнуть, что поселение хвардшн, несмотря на относительную изолированность, имеют много общих черт с поселениями других народов Дагестана, да и Кавказа в целом33.


2. ЖИЛИЩЕ


Характер жилища, его форма, планировка определяются природно-географическими условиями, уровнем социально-экономического развития народов, в частности, и типами хозяйства, этническими традициями, поэтому изучение ннародного жилища дает ценный материал для восстановления истории, бытовой и художественной культуры народа, его взаимосвязи с другими народами.

Судя по полевым материалам, наблюдениям, жилище хваршин в своем историческом развитии прошло тот же длительный путь развития от простой одноэлементной постройки с земляной плоской кровлей до благоустроенных, современных многокамерных домов под железной крышей с застекленей верандой, деревянным полом, т.е. путь характерный для всех аварских жилищ в целом34

Наиболее характерным и распространенным жилищем у кваршин в исследуемое время был двух (изредко трех) камерный (или элементный) двухэтажный каменный дом. Это основная разновидность. Но существовали также двухкамерные одноэтажные дома, углубленные двух-трех камерные и двухкамерные трехэтажные дома. В единичных случаях существовали по словам информаторов однокамерные двухэтажные дома.

На основании археологических, полевых данных можно предположить, что основные формы жилища продолжавшие существовать до XX века, имеют много общего с архаичными формами жилища в эпоху бронзового века35. По преданию, хваршины жили в пещерах на противоположной стороне. Этому нет пока материального подтверждения, но в литературе считается, что прототипом современного жилища являлась пещера36, которая со временем развивалась в плоскокрышный дом с террассой перед фасадом37

Старинный однокамерный дом (гьай) у хваршин состоял из одной большой комнаты (высота до 3-х метров), которая условно могла быть разделена на жилую и хозяйственную. Эта форма жилища не знала светового окна, ими служили отверстия (ака) размером 20x10 см под потолком фасадной части, эти же отверстия служили одновременно и дымоходом. В холодное время года их затыкали еловыми или сосновыми ветками. В дневное время свет проникал и через низкую и узкую дверь (1,5м х 80 см, не более)зд. В этой же комнате - доме в зимнее время за перегородкой держали и скот.

Позже в помещениях стали делать почти под потолком /на 50-40 см ниже/ немного продолговатые /30-35 см х 50/ отверстия, которые уже можно считать окнами, тем более, что затем их стали закрывать деревянными решетками.

Облик старинного дома мы можем создать только со слов информаторов, и это естественно, потому, что дома под влиянием социально-экономических факторов, хоть и не исчезают, но перестраиваются и подвергаются существенной перепланировке. Это влечет за собой и эволюцию элементов жилища - окон, дверей; разделение жилища на хозяйственную и жилую часть путем перегородок, появление веранд (чардах) и т.д.

Мы остановим свое внимание на старых домах. Хотя большинство из них реставрированы и составляют синтез традиционного и нового. Учитывая, что все-таки в высокогорье почти во всех элементах бытовой культуры количественно преобладают традиционные элементы, а в особенности в жилище, из-за его фундаментальности и редкой сменяемости, ныне существующие дома дают довольно полное представление о жилище XIX - нач. XX века.

Следует отметить, что для с. Н.Инхоквари, Сантлада, Хвайни наиболее характерным жилищем являлся двухэтажный каменный дом, в котором под одной крышей сосредоточен весь комплекс жилых и хозяйственных помещений. В плане он представлял собой четырехугольный двухэтажный дом, где на первом этаже, находился хлев (булъу), на втором этаже располагались жилые комнаты (маленькая комната - хIуржа, большая комната - лукъу ахъ). При этом дома были сориентированы так, что фасадом смотрели на юг, а боковая, обычно глухая стена смотрела на улицу. При этом, многие дома расположены так, что только с фасада видно, что они двухэтажные, т.е. первый этаж примыкает к скале, образующей заднюю стену 1-го этажа, а порой и нижнюю часть второго (дом Абдулмеджидова Гусейна, с. Сантлада).

Комнаты в доме небольшие /приблизительно 3x4,4x4/. Потолки низкие. Например, в доме Магомедова Джабраила (с.Н.Инхоквари) высота потолка 2 м.20 см. Есть также дома с нависающими деревянными балконами (дом Османова О. в с. Хварши). Даже сейчас редко встретишь дом с застекленной верандой, они по большей части открытые со всех сторон.

Много одноэтажных домов, особенно в с. Хвайни и отселке Хонох, В Хонохе дом Гудулиевой Шаймы представляет собой вытянутый прямоугольник, правая сторона которого предназначена под хлев, левая часть - это сквозные две комнаты. Перед домом овальный дворик. Длина всего дома 10 метров, ширина - 4,5 метров, высота до потолка 2 м.10 см. Приблизительно в доме такой же планировки живет Туваова Патимат (верхняя часть с. Сантлада), правда, здесь расстояние от пола до потолка чуть выше (2м 50 см). Недалеко от этого дома стоит типичный архитектурный ансамбль конца XIX века (принадлежит Ибрагимову Халиту) -двухэтажный дом, где на первом этаже расположены все службы, а на втором три сквозные комнаты: в центре маленькая (как прихожая - 2,8 м х 3,5 м), из этой прихожей вход в обе комнаты. Левая комната намного больше (3,5 м х 5,2 м), правая - 3,5 м х 3,5 м. При этом почти у входа в самую большую комнату стоит невысокий столб (2,5 м) шириной 40 см, при внимательном рассмотрении видно, что дом состоял из двух камер, а впоследствии от большой комнаты была отделена прихожая. Перед домом выступающая над первым этажом открытая деревянная галлерея /ширина - 2,2 м/ с резными карнизами. Общая площадь дома /11,5м х 5,7м/. Видимо этот дом был отстроен в тот период, когда

Хонох из небольшого хутора стал превращаться в отдельное село, где-то в конце XIX века.

В каждом селении, как правило, функционировала мечеть, своеобразные памятники архитектуры того времени. Если в домах пристенные очаги с дымоотводом (тавханы) были редкостью даже в начале XX в., то в каждой мечети был большой тавхан, сложенный аркадой. Окна снаружи арочной конструкции (мечети с. Инхоквари, Хонох - полуразрушенные, Хварши в хорошем состоянии - с минаретом), причем строил минарет местный строитель Гьимат из Хоноха. Он выстроил за свою жизнь около 40 минаретов, в том числе минарет в Тинди.

Большой интерес представляет в с. Хварши дом Расулова Магомеда. Хотя он относительно модернизирован, разделен и на первом, и на втором этаже на несколько комнат, что в определенной степени затрудняет его реконструкцию. Построен дом в начале XIX в. прадедом хозяина Расулом. Несмотря на все новшества, сохранились великолепный цетральньш столб и тончайшей резьбы карнизы, именно эта часть была фасадом. Об этом свидетельствуют окна, дверь балкона в правой части (сам балкон не сохранился), а также красивый пристенный очаг /тавхан/ в полуразрушеной комнате 1-го этажа. Дом свидетельствует о былом достатке хозяина, построен он из тесанного камня. Комнаты, а их видимо было 3 на втором этаже и 2 внизу, очень большие (одна из комнат 8x10 м). Если смотреть с бывшего фасада, то задняя и правая стены первого этажа (создавая угол) врубленны в скалу, так, что на небольшую веранду с нынешнего фасадного входа можно попасть прямо с улицы (лестница из трех ступенек). К тому же, создается впечатление, что дом 1,5 этажный, и ориентирован дом сегодня на восток.

В cc. В.Инхоквари, Сантлада, Квантлада сохранились дома, с фасада кажущиеся 1,5 - этажными, на самом деле 3-х этажные. У них примерно такое расположение: первый этаж - хранилище для соломы и хлев. Прямо над хранилищем сеновал /лъандо/. На третьем этаже жилье.


2(а). СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ПОСТРОЙКИ ДОМА.


Исходя из рельефа местности, суровых климатических условий, природных ресурсов, доминирующим строительным материалом в исследуемое время у хваршин был горный и речной камень, сланцевые плиты, т.е. то, что было под рукой. "Руководствуясь одними материальными расчетами, они (горцы - М.М.) устраивали жилище из такого материала и на таком уровне, какие им казались наиболее удобными и выгодными"39. Широко использовался в строительстве также лес (обычно сосна, ель, для некоторых деталей береза).

Прежде чем приступить к строительству жилища, заготавливали камень, особого сорта глину (чIидо(, поздней осенью, почти за год до строительства заготавливали строительный лес, почти год оставляли его для просушки на воздухе, затем изготовляли необходимые деревянные конструкции. Камень для строительства собирали прямо с горных осыпей или просто кололи, но не придавали ему правильную форму; богатство сланцевых пород обусловило широкое использование хваршинами очень удобных для кладки сланцевых плит.

К строительству приступали обычно с наступлением теплой погоды.

Начало строительства сопровождалось, как и у других народов, определенными магическими церемониями40. Счастливым, днем для закладки фундамента считалась суббота (гьосилълъо - первый день). Накануне, в пятницу (рузманзебу) утром, в в честь начала строительства устраивалось "садакъа" женщины перед мечетью раздавали ломти хлеба (батаху), а вечером на месте будущего дома в черырех углах разжигали небольшие костры41, куда бросали маленькие кусочки нутряного бараньего и козьего жира (как они говорят, для появления жилого запаха). Этот обряд зафиксирован в с. Сантлада иве. Хвайни. В других селах устраивали пятничую "садакъа" и закладывали в юго-западном углу (в направлении Мекки) под фундамент серебряную монету или колечко, как говорили, на счастье. Несомненно, что все эти манипуляции несут в себе отголоски каких-то языческих обрядов, потерявших со временем свою смысловую нагрузку, и сохранившихся в силу традиции.

Глубина фундамента зависела от устойчивости грунта, порой дом не нуждался в фундаменте, если его строили на скале или в скалистом месте. Если учесть, что дома строились не на ровном месте, а на пологом склоне горы (как правило), приходилось место под строительство дома буквально вырубать в скальных породах. В связи с этим, во многих домах, заднюю стену (особенно первого этажа) заменяет выровненная в некоторой степени сланцевая природная стена (жухIи) (Дома: Расулова М. - с.Хварши, Магомедова Джабраила - с. Н.Инхоквари; Патахова Ханту - с. В. Инхоквари и др.)

Строить обычно приглашали мастера, сам хозяин и домочадцы работали подсобными рабочими. Все работы производились вручную'. Некоторые состоятельные люди приглашали известных мастеров из соседних селений и даже обществ. Мастеру помогали 3-4 человека (сами хозяева и родственники, соседи). Они подавали камень, делали и подавали раствор, выполняли другие подсобные работы.

Для фундамента использовали булыжник, скрепляли его раствором глины (чIидос гъугъун). Кладка (йишал) стен производилась из относительно правильной формы камня (стены старых домов отличаются своей шириной до 40-50 см. для тепла и прочности). Высота стен не привыша ла 2,5 м. Большое мастерство и умение требовались при оформлении углов дома. Именно по этим навыкам и определяли хорошего мастера. Во время кладки стен устанавливали предварительно подготовленные оконные рамы, дверные проемы42. При этом, оконные рамы первого этажа делали с большим напуском дерева. Сверху и снизу рам горизонтально ставили длинные балки. Закончив кладку стен, приступали к перекрытию крыши (ишу). Способ ее накрытия у народов Кавказа почти один и тот же . Для этого от одной стены на противоположную / по ширине конструкции/ укладывали большое обтесанное бревно - центральное перекрытие (орлъому), его в самом центре подпирали столбом (эм)43 , затем поперек ставили выровненные снизу балки, размещая из примерно на 0,5м. одну от другой, с таким расчетом, чтобы балки параллельно нашли одна на другую. Все балки укладывались в специальные гнезда на стенах. Затем укладывали плотный елочкообразный накат из березовых жердей (къал). На это покрытие настилали ровным слоем подсушенный древесный мох (заза), хворост и все это засыпали влажной землей, обмазывали толстым слоем глины и плотно утрамбовывали специальными каменными катками (кIирили). Крыше, для того, чтобы не скапливались осадки, придавали легкий наклон в сторону угла боковой стены и устанавливали деревянный сток (чучу тIаре) для воды. Края крыши укрепляли сланцевой плитой.

С увеличением камерности жилища (конец XIX в.) появилась турлучная стена (пайлъа) - перегородки между помещениями делали из переплетенных как сетка березовых жердей, которые обмазывались толстым слоем глины. Это, возможно, и результат влияния равнинных чеченцев44.

Во всех циклах работ, связанных со строительством дома хваршины, как и все народы Дагестана, широко пользовались древним обычаем взаимопомощи45 (гвай), истоки которого восходят еще к родовому строю. На гвай обычно собирались при выполнении трудоемких и срочных работ, таких как заготовка строительного леса, сбор камней, подготовка площадки под строительство, покрытие крыши, обмазка стен.

Наиболее шумным и веселым был день покрытия крыши - он знаменовал конец основных работ. Молодежь отправлялась за лесным мхом для покрытия крыши, устраивала там веселье; в селе в это время все помогали устанавливать балки, покрытия и т.д.

Работу сопровождала веселая музыка. В конце работы хозяин устраивал обильное угощение. В этот день родственники, близкие люди приносили с собой кто еду, кто отрез, кто утварь.

Ощущалась при строительстве дома и каждодневная помощь. При возведении стен, хозяевам ежедневно, поочередно помогали 2-3 человека из числа родственников, соседей. Особого приглашения при этом не требовалось. Строительство дома считалось большим делом, и каждый, кто мог, помогал хозяину.

Заселение в новый дом отмечалось "мавлюдом" и раздачей соседям и родственникам хлеба. В с. Сантлада существовал обычай (со слов Ибрагимова Халила 1887 г.р.), по которому прежде чем зайти в новый дом, с потолочного светового отверстия в комнату пускали кошку. Но об этом обычае более никто не помнит.

Что касалось архитектурно-декоративных украшений жилого дома - их немного. В основном они представлены различными изображениями на камнях. В кладке стен есть вырезанные надписи на арабском, различные спирали, но чаще это зооморфные фигурки46. В с.В.Инхоквари, например, часто встречается камень с изображением стилизованного всадника.

В строительстве дома широко использовались всевозможные деревянные конструкции, они начисто лишены различных украшений. Все очень просто и строго, хотя мы знаем, что "хваршинцы как и соседи из Тисси - большие мастера выделывать всевозможные хозяйственные вещи с большим вкусом. Как ни проста 1го своему употреблению вещь, он непременно украсит ее рисунками"47, т.е. мастерством резьбы по дереву хваршины владели, но жилище особо не украшали. Нетипичным в этом плане является дом -Расулова М. в с. Хварши, украшенный по всем фасаду тонким кружевным карнизом. Декоративной резьбо украшены и основная потолочная балка и верхняя фигурная час! центрального столба.

Декоративным (пропиловочным) орнаментом украшен карниз веранды дома Каримова М. в отс. Хонох, но таких домов мало.


2(b). ИНТЕРЬЕР ЖИЛИЩА.


Ведущую роль в организации интерьера в XIX веке, когда жилище (гьай) состояло из одной большой комнаты, играл очаг (аху). Очаг являлся самой архаичной формой отопительной системы горцев Дагестана, и по определению Исламмагомедова А.И. "... уходит своими корнями к простому костру"48.

Устраивали очаг хваршиы следующим образом. Чуть правее центра комнаты на глинобитном полу делали круглое (Д - 0,5 м.) углубление (15-20 см.), обкладывали его сланцевыми плитами, ставили на углубление металлическую треногу (щойголъи), рядом втыкали длиннный (2-2,5 м) чуть-чуть отогнутый в сторону двери шест (калтIа), который служил дымоотводом (по шесту дым поднимался к отверстиям под потолком). Над очагом висела длинная очажная цепь (рахаси), со множеством крючков (вакIу) на различных уровнях. Почти напротив очага (левее) находилась низкая и узкая входная дверь, которую для лучшей тяги все время держали открытой.

Относительно центральное расположение очага функционально делило комнату на две части - хозяйственную и жилую, соответственно; то небольшое количество вещей, что имелись в доме распределялись таким же образом: слева от очага по всей длине стены устраивались от пола до потолка большие (до 50-60 см. ширины) полки -стеллажи, разделенные на 3-4 отделения. На них располагались в передней половине кухонная утварь. В задней половине - постельные принадлежности (в основном тканные нарядные матрацы, которые являлись гордостью хваршинской семьи).

Тут же за дверью располагались, занимая фасадную левую часть, высокие лари (кIитIома, кIитIоми). Они имели откидные крышки, отделения для различных видов продуктов. У пола отделения имели отверстия, которые открывались - таким образом вынимали необходимое количество зерна. На правой стороне, в первой половине находились несколько низких табурета (къуле), деревянный резной диван (бахамуже). Половину стены (у некоторых и всю стену) занимала деревянная тахта (манги) на ней, подстелив матрацы, а сверху войлочные покрывала (бутну, спали, укрываясь овчинными шубами; некоторые имели и плетенные ворсовые одеяла (цахъа ада).

В целом, задняя половина дома, как самая теплая использовалась как спальня. Очень часто при суровых зимах тут же за невысокой плетенной перегородкой (агъна)49, занимая почти всю правую заднюю часть дома, находился и домашний скот.

Надо отметить, что вся имевшаяся в доме деревянная мебель была богато орнаментирована разного рода символами огня и солнца -кругами, розетками, завитками. По обе стороны на стене висели разные приспособления - подставки для светильников, которыми служили лучины. Для лучины использовали щепки сосны, ели, можжевельника50 отличавшиеся обильным выделением смолы.

На основании полевых данных появилась возможность проследить некоторую эволюцию жилища хваршин.

Описанное однокаменое жилище, характеризует быт хваршин в нач. XIX в. В течение исследуемого периода, т.е. за 1,5 века постепенно происходили ощутимые изменения в планировке, интерьере.

Первый этап наиболее длительный. Развитие жилища от однокамерного универсального помещения до отдельной жилой комнаты, в которой соответственно чуть-чуть меняется интерьер, т.е. исчезла необходимость иметь за дверью во всю длину деревянные лари - его заменил маленький хозяйственный ларь, для хранения 1-2-х дневных запасов, а продовольственные запасы складывали в специальные пристройки "бокьи", "бокъис гIачIнаба". Строился бокьи из дерева на возвышенности и плотно примыкал к стене дома, и обязательно имел прямой подход от комнаты, где находился очаг. Бокьи имел у потолка вентиляционное окошечко (лъатолухдов акаба) и строился на невысоких сваях /30-40 см./ внутри находились отделения для продуктов, под потолком висела жердь для сушки мяса (тIири), крюк для подвешивания курдюка, приспособления для сушки сыра (къелко), гвозди, вбитые для свешивания косичек из кукурузных початков. Одну стену и пространство над отделениями занимали полки (эцаба) для сосудов с молочными продуктами. Площадь бокьи порой доходила до 9 кв.м. Позже, к концу XIX века, бокьи стали выносить на веранду.

Второй этап характеризовалеа увеличением камерности - разделением жилой комнаты на две - лукьу ахъ (большая комната) и хIуржа (маленькая комната). В маленькой комнате находился очаг (ее легче согревать). При этом увеличились дверные проемы в ширину, появляется световое окно, правда небольших размеров /30x50 см/, устраивают световое окно и на потолке, которое в непогоду закрывали ставнями.

Условное название лукъу ах быть нарядной (можно даже сказать гостевой) комнатой создало и соответствующий интерьер. Это знаменовало появление в комнате деревянных резных кроватей (мукъу) с изогнутыми краями спинок; деревяных диванов (бахамуже), кресел (лукъучIе кIулеба), очень изящных, прекрасно декорированных резьбой.

Впоследствии жилище хваршин превратилось в многоэтажный комплекс и теплая зимняя комната стала устраиваться рядом с хлевом и туда же был перенесен очаг, который вплоть до 30-х годов XX века так и оставался открытым51, хотя в некоторых зажиточных семьях устраивали пристенный очаг (тавхан) с дымоотводом (тип камина), а в некоторых домах появился "курке"52, широко известный почти всем народам Дагестана вид хлебной печи (кор-аварск; кари-даргинс; кара-лакск; хъар-лезгинск. и т.д.). Рассказывали, что в 1910 г. из Грозного отец Магомедова Джабраила (1914 г.р.) привез железную печку - полсела сбежалось посмотреть на чудо, которое согревало комнату.

Разумеется, не каждый в горах мог позволить себе выделить нарядную комнату, хотя и старались.

Дальнейшие изменения в жилище хваршин идут за счет изменения формы окна - оно становится квадратным, хотя все также небольших размеров (40x40 см), появляются оконные стекла, металлические ручки, шпингалеты, петли (дверные и оконные). Жилище стали освещать керосиновыми лампами (со стеклянным колпаком и без него), которые интенсивно заменяют лучину.

Несколько изменилась и обстановка в комнате - стены стали завешивать яркими набивными ситцами; в комнате появился низкий столик (акIей устур).

Начало XX века характеризуется расширением традиционного жилища за счет пристройки галлерей, навесных балконов, устройства открытых веранд. Естественно, все эти явления не были массовыми.




Назад Далее


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.