Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон


ГЛАВА 1. ХОЗЯЙСТВО


1. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ


Одним из древнейших, хотя и не ведущих в исследуемое время отраслей хозяйства у хваршин, являлось земледение. Высокогорье Западного Дагестана отличалось тем, что здесь во многих селах главным занятием было скотоводство, но не было юводного селения, где оно было единственной формой хозяйства, хваршины не составляли исключения. О древности земледения и непрерывности развития земледельческой культуры в Дагестане свидетельствует, прежде всего, археологический материал (первые зачатки земледения относятся к концу неолита1 ) и различные исследования2. Но земледелие хваршин, как в целом почти все высокогорье, не имело "одного из показателей традиционности и интенсивности земледелия в горах"3 - террас, земледелие было склоновым.

У нас нет данных, позволявших определить количество десятин пахотной земли на 1 двор в десятинах, но мы вывели средний показатель пахотной земли в пудах посева: в с. Хварши на двор приходилось пахотной земли приблизительно на 9 пудов посева; в с. Инхоквари - на 11,5 пудов посева, Кватлада - 13,8 пудов; Сантлада - 9,7 пудов; Хвайни - 12,7 пудов посева4.

Трудно сегодня определить достаточное это количество или нет, но под посевы использовались все пригодные земли, даже в самых труднодоступных горных участках. Тем не менее, культура земледения хваршин достигла, на наш взгляд, относительно высокого уровня. В Хварши сеяли в основном яровой ячмень, некоторые засевали и озимые сорта пшеницы. В Инхоквари сеяли только озимые сорта зерновых, в основном пшеницу и рожь. Озимый сев начинали за 10-15 дней до начала осени, в то время, когда краснели листья дерева "дабагъас лъиб". Яровой сев проводили в марте - апреле. В селах, где производился только яровой сев, мероприятия с подготовкой поля под посевы начинались , с первых весенних погожих дней.

СелаПахот земли (пудов посева) Кол-во Сен -са.Вол -ов Бык -овКор -ов тел -ятбара -нов иша -ковобщей пастьбы
Хойны
(Хвайня)
40832445 -5518 68517-
Инхокори
(Инхоквари)
800154150 -16662 263441хватает
Контляда
(Квант лада)
5708- 778846 121037Пастб. имеют как летн., так и зимн. в достат. кол-ве
Сантлада42095- 538732 111616Паст. меют
Хварши1110-114 -230112 219191Общ. паст. хватает.
ВСЕГО:3308581309 130626270 7836203 

Составлено по данным ЦГА Дагестана. Посемейный список Тиндальского наибства Андийского округа 1886 г. // Ф.21. Оп.5. Ед, Д.117. Л. 243; 240; 211; 11;1.

Земли использовались, хотя и с плодосменной системой, каждый год, без отдыха под пар, и соответственно, требовали особенно тщательного ухода. Первым делом поле очищалось от камней, затем сюда выводили, большей частью на собственной спине, в мешках (гьасос эхен), собранные за зиму удобрения - навоз перемешанный с золой (нулъу). Все это равномерно разбрасывалось по полю и оставлялось в ожидании дождя. Если участок был большим, или их было несколько в разных местах, а удобрений достаточное количество, на помощь созывались родственники и соседи, т.е. организовывалась одна из разновидностей обычая взаимопомощи (гвай). Позже, с установлением более устойчивых теплых дней, способных слегка прогреть землю, обычно конец марта - начало апреля, начиналась подготовка к вспашке. Это был наиболее ответственный момент в жизни земледельца, от того какой будет(урожай зависела его судьба, потому с этим периодом у хваршин связаны ряд обычаев и магических обрядов, имеющих в своей первоначальной основе желание умилостивить силы природы, оказать гомеопатическое воздействие (подобное вызывает подобное), передать земле плодоносящую силу самого человека. Самым распространенным и значительным почти у всех народов Дагестана (с небольшими локальными вариантами5), в том числе и у хваршин являлся Праздник первой борозды - (Эс бегъва, эс бекьакIну). Он не отмечался только в с. Инхоквари, из-за того, что у жителей этого селения проводили только озимый сев, хотя его представители всегда принимали участие в празднике у соседей.

Определенного дня проведения праздника не было. Его отмечали исходя из погодных условий, после предварительного обсуждения, с разрешения старейшин аула. При этом старались сделать так, чтобы не было совпадения с днем проведения праздника в соседних селениях хваршин, чтобы соседи тоже могли прибыть для участия в их празднике. В каждом селении были отличия в проведении этого праздника. Например, в Хвайни его устраивали в складчину каждый год по 4 представителя от определенного тухума, по очередности; в с. Сантлада 4 человека (из разных тухумов, но способных обеспечить все село садакъа и едой, т.е. только материально обеспеченные); в Квантлада праздник проводили в складчину по 1 представителю из каждого тухума (7 тухумов, 7 человек.)

В с. Хварши праздник проводил доброволец (естественно, он не был бедняком), еще предыдущей весной изъявивший желание обеспечить "Эс бегъва", он должен был утром до выхода в поле накормить весь мужской джамаат у себя дома завтраком Затем все шли к его полю, куда приводили пару впряженных в рало быков. Первым выходил Дибир села. Читал напутственную молитву. Затем 3-4 уважаемых, многодетных мужчин проводили 3 борозды (лохъ). (В с. Сантлада первую борозду проводил Дибир). Затем быков распрягали, к ним подбегали дети, пугали быков и гнались за ними по полю. А молодые парни в это время хватали хозяина праздника и закапывали его в борозду на 15-20 мин. В данном случае очень ярко проявляется культ плодородия, который занимал важное место в религиозных верованиях народов еще с древнейших времен - действие, целью которого является передача плодоносящих сил человека на землю, для обеспечения богатого Урожая6.

После того, как хозяина праздника откапывали, начиналось веселье и гуляние: бег, скачки, борьба, собачьи бои. Для победителей хозяин готовил специальные призы.

Победителю преподносили пирог из сыра - бушне. Занявшим второе место - большой калач - букъу гъобол. Третье - маленький калач - мицIкIири гъобол. На лошадь, победившую в скачках, привязывали отрез. При этом, наибольший интерес вызывала борьба, один из борцов выходил на "ковер", завязавшись кушаком и предлагал кому-нибудь выйти. Иногда боролись сразу по 3 пары. Затем дети повторяли их действия. Детям предназначались такие же призы, но меньших размеров.

На специальной площадке до самого конца праздника находилось обрядовое деревце "кьанкьа" (большая ветка ели, украшенная платочками и всевозможными сладостями, воткнутыми насквозь в круглый хлеб и круглый курдюк), который готовили представители сельской администрации вскладчину. На площадку к концу праздника выходил ахшита (сельский исполнитель), который спрашивал желающего в следующем году обеспечить праздник. Тому, кто выходил и предлагал услуги, он отдавал кьанкьа.

А хозяину нынешнего праздника выделяли дополнительный покосный участок в местности Къваделъ мезо из общественных фондов. Осенью во время покоса (бахъана) этого участка он должен был устроить угощение и веселье для молодежи, которая приходила к нему на помощь. На следующий день после праздника, начинались обычные трудовые будни у всех.

Земля вспахивалась деревянным ралом (баруц) с железным лемехом (хъу), орудием аналогичным пахотным орудиям этого типа почти у всех народов Дагестана7. Тягловой силой служила обычно пара быков. Глубина вспашки достигала 1 рокьо (расстояние от большого пальца кисти до мизинца, приблизительно 14-15 см). Если посмотреть таблицу видно, что для вспашки земли на каждое хозяйство одной пары не хватало. Это заставляло некоторых объединяться в супряги, или брать быков взаймы за плату (1 день -1 къали махъхъс - 16 кг ячменя).

Хлебные, злаковые культуры являлись основными посевными культурами, между ними на том же поле высевали бобовые; чечевицу (секIун), турецкий горох (хIель), фасоль (хIежис гьель). По краям поля сажали морковь (260 кво), позже небольшие участки на хуторах и в селе стали выделять под картофель (гикьо). Но еще в 1900 году картофель в этих краях не сажали8.

На пригревах в с. Сантлада, Квант лада выращивали кукурузу (чакар), тыкву (гемесур). До созревания зерновых дважды делали прополку (ичила асар бие; ичила бах), иногда устраивали гвай.

Жатву производили круглыми серпами (инчу) с зубчатыми лезвиями и косовидныи серпом (женской косой). Жатва зерновых считалась исключительно женским занятием. Сжатый хлеб собирали в снопы (кутIеба), которые затем складывались в копну (бохос гъоба).

Если позволяла погода, сжатые злаковые оставались в поле для подсыхания, а затем на ишаках перевозилась на ток (инц). В каждом селе имелось несколько токов, как правило тухумных. На предварительно подготовленном току аккуратно раскладывались развязанные снопы. Обмолот (лоло) производил!" при помощи молотильных досок (мелъаба) с густо насиженными кремневыми камнями, впряженными в пару быков Доски привязывали к ярму (рикьа) и сажали на них детей, которые держали наготове для навоза специальные деревяные кружки (хупра), чтобы зерно не испачкалось. Запряженная пара быков долго, почти целый день ходила по кругу. Провеивали зерно деревянной лопатой (лолъелъия аку). Тут же на току во время веяния отбирали семенное зерно (обычно самое тяжелое, крупное, которое падало в силу своей тяжести ближе к центру). Затем все зерно собирали в мешки и отвозили домой, где ссыпали в специальные огромные деревянные лари (хечегияла бокье), у бедной части населения - вместо ларей для этой цели были специальные сундуки (кIитIоми), они были значительно меньше ларей.

На этом работа со сбором урожая (азу) заканчивалась. И если начало самой жатвы у хваршин не обставлялось никакими церемониями и обрядами, конец сбора урожая отмечали общественным праздником и угощением вскладчику.

В с. Инхоквари, где преобладали озимые культуры, в поле, в конце сбора урожая, устраивали обильное угощение и веселье. А отставшего с жатвой дразнили тем, что он получил голову медведя (зес къем лохъи-ты получил медвежью голову, т.е. ты отстал). Нам трудно определить, что лежало в основе возникновения этой дразнилки, но исследователи обнаруживают реликты особого отношения отдельных народов Дагестана к некоторым животным, в том числе и к медведю9.

Собранное зерно по окончании всех сельскохозяйственных работ отвозилось на мельницу. Помол производили на водяных мельницах (гъобогьо), устроенных по принципу общему для всех горских народов.

В каждом селении их было несколько. В Хварши, например, было 3 мельницы, 2 в Хонохе. В с. Инхоквари было 5 мельниц: Ибрагьимло гъобогьо, ХIажимахIамадла гъобогьо, МахIамадло гъобогьо и еще одна в местности ЭцIикьо (Каменная ось); в Хвайни было 4 общественные мельницы. Мельник за работу получал с десяти мерок (с 1 къали зерна - 1 щужу) 200 г. муки, или с 10 къали зерна - 1 сахъ муки. В некоторых домах хваршин имелись и небольшие ручные мельницы, состоящие из двух крупных каменных жерновов, приводились жернова в движение при помощи деревянной ручки, приделанной к верхнему жернову. Ручными мельницами пользовались в основном для получения круп, толокна, размельчения соли.

Климатические условия, с относительно прохладным летом, явились причиной того, что не получили развития такие важные направления хозяйства как садоводство и огородничество, хотя следует отметить, что огородики (квере) иногда устраивались там где было возможно на хуторах, особеннно в начале XX века, когда здесь появился картофель (гIурус ламадур или гьикIо), который привез из ЦIоро (Джар) некто Нура и на хуторе Цанкво возле Хварши посадил.



2. СКОТОВОДСТВО


Ведущей отраслью хозяйства хваршин являлось скотоводство (разведение овец и крупного рогатого скота)10.

Природно-географические условия, климат, благотворно влиявшие на растительный покров альпийских лугов, наличие значительных пригревов способствовали его развитию. А в условиях малоземелья стало и главным источником существования хваршин, занятие скотоводством давало населению мясо и молоко, материал для изготовления одежды и обуви, сырье, для различных ремесел.

Если судить по архивным данным, основное место в скотоводческом хозяйстве хваршин занимало овцеводство.

По данным ЦГА Дагестана в с. Хварши "... Баранов 2191 гол., волов 114 голов, коров 230 гол., телят 112 гол., ишаков 91 гол., лошадей 13 голов"11. В селении Сантлада " ... баранов 1116 гол., быков 53 гол., коров 87 гол., телят 32 гол., ишаков 16 голов, лошадей 1"; в с. Инхоквари "... лошадей 4 гол., волов 150 голов, коров 166 голов, телят 62 гол., ишаков 41 г., баранов 2634 головы"; в с. Хойны (Хвайни) волов 45, коров 55, телят 18, баранов 685 , ишаков 17 голов"; в с. Контляда (Квантлада) "баранов 1210, быков 77, коров 88, телят 46, ишаков 37, 3 лошади."

Овцы (булъкIу тушинской (туш тайпа) породы с курдюками (мигьикьоса) и андийской (гIанди тайпа) породы, которые здесь имели распространение, были не только хорошо приспособлены к горным7 условиям, но и отличались ценнейшими качествами - кроме вкусного мяса и молока, имели тонкую, длинную шерсть, которая широко использовалась при производстве сукна (эну) и войлока12.

Хороший породистый баран - производитель (алъи) высоко ценился. За разрешение улучшить породу, желающие зимой целый месяц содержали барана и усиленно подкармливали его.

Знание природно-климатических условий края, богатый практический опыт народа, помогали хваршинам в умелом ведении овцеводческого хозяйства. "Перегона скота на равнину у хваршин не было. Летом его выпасали на высокогорных пастбищах (недалеко от с. Хварши и Хонох), а зимой вблизи селений, на солнечной стороне"13. Многие семьи имели свой участок нетронутой земли для зимней пастьбы (сага).

Зимние пастбища находились в местности Могъ-Квендери, Гьызмокьо, Маналълъгъе, Ахъахъа, КIветI бизахъо (около 300 га). Некоторые зимние пастбища находились в частной собственности Маналълъгъе (хозяин - Гирей из Инхоквари), Гьызмокьо (хозяин Кули). Летние пастбища (Альпийские луга) были в общественной собственности. Находились они в местности Цудокьо, Зубба (черемша), Атхъужа (Напротив), Илълъелелъ (Сзади), ЧикIлобыхъхъа (Козленок и солнце), Хваратикьо, Гырмаэхнугьо (У круглой пещеры). Эти пастбища находились в местности от с. Инхоквари до Хварши.

Недалеко от Квантлада также были зимние и летние пастбища. Зимние в местности БецIукIари, ГIадилил коло;

Ведомость N5
о количестве домашнего скота в Андийском округе
Дагестанской области за 1900 год. ж
Назв-ание учас-тковЛоша -дей Ища ковкате -ров, мулов Быков и коровБуйв олов и буйв олиц Овец прос -тыхКоз Свин -ейИтого
Ункр-атль Дидоев -ский участок Район нача-льн. 8257781 39601112944 100811127746

ж См.- ЦГА Дагестана Ф.21. Оп.З. Д.6. Л.115. Летние пастбища находились в местностях - Тидали, ГъчIура, АчакIатлъ.

Возле Сантлада - Къема, Шаврида, Бигьадаре, Лухъхъукьо.

Возле Хварши находились летние пастбища: Бочохъ, Чигалакь, Жижи, Чибдокьо, Эхъхъни.

Летних пастбищ было более чем достаточно поэтому их частично сдавали в аренду желающим из соседних обществ. Средства поступали в мечетскую и общественную собственность.

В зимнее время небольшое количество овец обычно пас сам хозяин на пригревах (бажи). В летнее время на альпийских лугах, объединялись и пасли овец по очереди из расчета количества овец.

Иногда договаривались и объединенными усилиями нанимали чабана. Состоятельные барановоды, как Пилму и Аличо ив Квантлада, для пастьбы своих отар всегда нанимали чабанов. За каждые 30 овец чабан получал по 1 барану в летнее время и за 10 голов овец - 1 меру зерна в зимнее время. В Квантлада за 30 овец - давали 1 барана. При этом, отару более 300 голов на 1 пастбище не разрешалось пасти, ограничение вводилось джамаатом.

Особым, самым ответственным периодом в овцеводстве являлся окот овец. При этом специальными мерами предосторожности (отделением) достигалось единовременное ягнение в отаре, которое происходило, за редким исключением, в весенний период. Ягнят (лъиле) окружали особой заботой, усиленно кормили, содержали в тепле, и только после 1-го июля подросший молодняк переводили на альпийские пастбища, в общую отару.

Особой заботой бывали окружены и овцы приносящие двойню. Появление самок также было предпочтительным. Во время окотной компании совершались определенные магические действия. Окуривалось растением "жокIво" помещение, где происходило ягнение, не называлось вслух количество новорожденных ягнят.

Большое значение имело изготовление овечьего сыра. Этим процессом занимались только мужчины. По несколько мужчин, в зависимости от количества собственных овец в отаре, (каждые 7 овец - надой 1 дня), отправлялись на хутора их доить, для изготовления сыра.

Осенью большое внимание уделялось выщипыванию овец-лутIадну, шерсть заготовленная подобным способом считалась высококачественной, и наиболее подходящей для производства сукна. Весной же шерсть обычно стригли. Для овец устраивали овчарни, а на летних пастбищах делали каменные ограды без раствора - щед.

Разведение крупного рогатого скота также занимало значительное место в хозяйственной жизни хваршин. Разводили здесь в основном скот малорослой горной породы, тоже так называемую туш тайна, который по своим качественным характеристикам соответствовал суровым горным условиям. Крупный рогатый скот в летнее время содержался на близлежащих хуторах. Это одно из распространенных явлений в Дагестане14,особенно в высокогорной зоне, где достаточное количество альпийских пастбищ. В селе оставалась одна корова (зие) на семью, и то в случае, если имеется маленький ребенок, нуждавшийся в молоке. Уходили на хутор обычно в начале мая, а возвращались только в конце октября15.

Договаривались несколько семей, объединяли свой скот, каждая семья получала продукцию в зависимости от количества дойных коров. На выпас скота и на приготовление основного продукта, каковым являлся сыр-брынза из неснятого молоко, семья выходила по тому же принципу. Изготовляли и масло, но в небольшом количестве. Если какая-нибудь семья не имела возможности ухаживать в течение лета за своим скотом, она могла договориться, определить скот на чей-нибудь хутор. Часть полученной продукции (из расчета 1 л. молока - 3 кг сыра) оплачивалась за услуги по уходу за этим скотом.

Относительно слабое земледелие, достаточные площади летних пастбищ при недостатке покосов и возможности обеспечить кормом на всю зиму, привели к тому, что осенью проводилась массовая выбраковка скота. А оставшийся рабочий и дойный скот в зимнее время находился в основном на стойловом содержании. В зависимости от погоды его иногда выводили на подкормку на пригревы. Отел коров приходился в основном на весенний период, хотя бывали случаи и зимнего отела. Это усложняло уход за телятами (мише).

Для коров устраивались на хуторах летние загоны - квало, с деревяными заборами (халтIаба ленкIа). В хозяйстве хваршин, как впрочем и у многих народов Дагестана, большое значение имело наличие ишака (омукъе), т.к. в условиях гор ишак был незаменим во многих сельскохозяйственных работах.

По данным 1886 года в Хваршинскомм ущелье насчитывалось 202 ишака, в Хварши на 121 хозяйство - 91 ишак; в Сантлаада на 43 хозяйства - 16 голов; в Хвайни - соосветственно 32-17; в Квантлада - 63-37; Инхоквари на 70 хозяйств - 41 ишак, т.е. в каждом втором хозяйстве имелся ишак16.

В горных условиях ишак был почти единственным средством для перевозки тяжестей, в связи с тем, что возможности колесного транспорта в горах, где основное движение по бездорожью и узким тропинкам, были крайне ограничены.

В качестве верхового и упряжного животного ишаки не использовались, не только у хваршин, но и повсеместно в Дагестане17.

Содержали хваршины и лошадей (сойро), но в очень малых количествах, т.к. лошадь была слишком дорогим удовольствием для той зимней бескормицы, которая характерна была для хваршин. Лошадь использовали исключительно для верховой езды и изредка для вьючных перевозок, она очень почиталась и ценилась дорого. В хваршинских селениях по данным 1886 года была всего 21 лошадь, причем, в с. Хвайни не было ни одной, а в с. Сантлада всего 1 на 43 хозяйства.



3. ПТИЦЕВОДСТВО, ПЧЕЛОВОДСТВО, ОХОТА.


Подсобными отраслями хозяйства являлись птицеводство, пчеловодство и охота, совсем незначительную роль играло рыболовство.

Птицеводство, в основном разведение кур, играло у хваршин значительную роль, не столько из-за мяса и яиц, сколько из-за птичьего помета, которое использовали в кожевенном деле.

Хваршины с незапамятных времен занимались пчеловодством. Природно-климатические условия - альпийские луга с душистыми цветами и разнотравьем благоприятствовали развитию пчеловодства. Ульями (кIуру нарзас) для пчел служили сосновые чурбаны, две полые половинки которых, плотно пригнав друг к другу, привязывали, образовав отверстие с одной стороны. Перед выемкой сот ульи обкуривали специальным растением "жокIо", - которое не горит, но хорошо дымится. Кроме того, многие жители собирали лесной мед диких пчел. Говорили, что в Хвайни один из жителей выкачал из дупла старого поваленного дерева четыре мерки меда.

Большим подспорьем в хозяйстве была охота на диких жавотных, которые в изобилии водились в здешних лесах. О значительной роли охоты говорит то, что разводили специальных охотничьих собак бахIриба, которые довольно высоко ценились. Лесных животных с ценным мехом, таких как черная лиса (кIугъ), ловили капканами (къар). Других отстреливали кремневыми ружьями -туби, которые делали в Хонохе. Утверждают, что это были очень точные ружья. Позже ружья стали привозить из Чечни.

Существовали и определенные охотничьи порядки - мясо первого зверя в сезон поровну делилось между теми, кто пришел на встречу к охотнику, когда он возвращался, обычно это были дети. Существовали и различные поверья и предания, предотвращавшие безмерное, жестокое уничтожение дикого зверя в лесах. Говорили, что лесные духи Будалла наказывают жестоких охотников, что только предварительно зарезанные духом животные должны попадать под пулю охотника.

Рыбной ловлей занимались только дети. Использовали для этого крюки, а чаще всего ловили голыми руками в притоках Хваршинки форель и усача.



4. ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ.


Значительное место в экономике хваршин занимали промыслы.

Хозяйственная специализация хваршин и ее полунатуральный характер, необходимость восполнить недостаток жизненных средств недополученных от основных отраслей хозяйства, способствовали сохранению вплоть до 30-х годов XX в., таких промыслов как обработка кожи, овчины, шерсти, которые шли на изготовление домашнего сукна, паласов, ткани для мешков и хурджинов, а также вязаной обуви и носков18.

Обработкой овчин и выделкой кож для собственных нужд занималась у хваршин почти каждая семья. Процесс этот был довольно трудоемким. Шкуру солили, сушили, затем мездру смазывали специальной кашицей из ячменной муки (сура), сворачивали и оставляли в теплом месте, чтобы обезжирить, потом специальным приспособлением "гъвакIу", представляющим собой крючок - скребло (деревяная палка с железной подковкой, на конце палки кожанная петля) осторожно счищали жир. Подвешивали овчину веревкой к потолочному перекрытию, продевали в петлю ногу и одновременным дерганием руки и ноги счищали жир и кашицу.

Мяли кожу при помощи широких и длинных шипцов с тупыми зубьями ()дагъли() такие приспособления были распространены в Дагестане почти повсеместно19. Овчины обычно использовались для шитья шуб и головных уборов.

При обработке шкур рогатого скота и козлиной (улатIу), для удаления шерсти, использовали птичий помет. А красили кожу при помощи ольховой коры. Обкладывали кожу с двух сторон корой, заливали сывороточным уксусом и оставляли до черноты.

В с. Сантлада изготовляли сафьян. Причем были люди, которые специализировались на его производстве. Они возили готовую кожу -сафьян в Ботлих, Миарсо и сдавали в мастерскую за деньги или за обувь (2 шкуры -1 базармачубо). Для подметок использовали, привезенную из Чечни, кожу из буйволинных шкур, а также кожу крупного рогатого скота "дабагъ".

В обзоре кустарных промыслов Дагестана, приводимом в "Кавказском календаре" на 1893 г. говорится, что выделкою овчин и кож для местного потребления жители занимаются повсеместно, овчины являются предметом первой необходитости, в особенности в горах, где очень суровый климат20.

Но первостепеная роль среди домашних промыслов принадлежала производству сукна. У хваршин сукно составляло определенную статью обмена, и вплоть до сер. XIX в. являлось основным материалом для шитья нательной одежды.

Использование народами Дагестана шерсти для ткачества, как свидетельствуют археологические данные, имело свою древнюю историю21, и не случайно изготовлением тканей из нее заимались почти все общества Дагестана22.

Производством сукна (эну) занимались в основном только женщины, мужской труд применялся только при вялении сукна.

Процесс производства был довольно трудоемким и требовал хороших навыков. Осеннюю шерсть, которая считалась лучшего качества, очищали при помощи чесалок (хIелъу) и пластами складывали в ситообразное приспособление из липовой коры (цал), затем вынимали и скручивали в трубку. Из этой трубки аккуратно непрерывно вытягивали шерсть длиннными тонкими пучками и делали мотки (сундер) из нескрученной шерсти. В одну из потолочных перекладин в доме сбивали отполированый деревянный гвоздь (акIва), затем с одной стороны клали моток, с другой веретено (акки),самой простейшей конструкции (деревянная палочка 25-27 см, заостреннная с двух концов), на один конец надевалось пряслице (экIнакIу) диаметром - 7-9 см. И затем скручивали шерстяную нитку (ралъал) тонкую как нить катушки (N20). Делали 15-20 штук бабин (бецIа акки). Бабины клали в холодную воду, в специальное приспособление (куру -напоминающее деревянное корыто) и в воде сразу же начинали сматывать клубок в одну нитку (2-3 бабины - один клубок - кIуре). Затем клубки надевали на тонкую нить и сушили. Клубки складывали в деревяннную миску (гъецIа), чтобы они не испачкались. Но интересно, что при столь развитом сукноделии, узорном вязании, не получили развития более совершенные приспособления для изготовления пряжи, бытовавшие в исследуемое время у многих народов Кавказа23.

Ткали на специальном примитивном ткацком станке "цIакна мукъу". Этот станок по своей конструкции ничем не отличался от описанного в работе "Материальнная культура аварцев"24.

Полученное полотно срезали со станка, заливали горячей водой и мужчины ногами уваливали его. Затем вешали на потолочную жердь, сложив вдвое, концы сшивали к ним подвешивали груз и оставляли сушиться. Высушенное сукно скатывали рулоном /5 локтей х 5 ладоней - т.е. приблизительно, 2,5x0,75м/ и оставляли до употребления.

Несмотря на примитивные орудия, применяемые при сукноделии, хваршинки, благодаря кропотливому труду и опыту, выделывали ткань, рулон которой, как говорят старожилы, можно было продеть в женское колечко. Причем сукно, которое предназначалось для продажи в Грузии, Азербайджане имело свой естественный (белый, черный, серый) цвет, а для собственных нужд окрашивали пряжу исключительно самодельными растительными красками. Желаемый цвет сукну придавали при помощи растительных красок-барбарисовой, ольховой, ореховой. Барбарисовую краску (запас рокIо) изготовляли весной: выкапывали кусты барбариса и из корней варили краску, которая при различной концентрации окрашивала от желтого до терракотового. Из ольховой коры варили черную краску (нухъа). Использавали в качестве красителя (особенно в с. Инхоквари, где много орехов) скорлупу зеленого грецкого ореха. Исследователи отмечали, что в Дагестане "можно найти лучший подбор и смешение красок и большую прочность их, т.к. окраска здесь отличается от прочих и большим изяществом и ровностью, и нелинючестью"25.

Пиралов А.С. отмечает, что среди 64 образцов, собранных кустарным музеем в различных частях Кавказского края и подвергнутых лабораторным исследованиям "самыми плотными по ткани оказались сукна дагестанские, имеющие в основе от 116 до 288 ниток, а в утке - от 30 до 84"26.

Было развито у хваршин и производство войлока (бутна), оно несомненно получило развитие еще в глубокой древности, т.к. изготовляли его общеизвестным на Кавказе способом27. Основную трудоемкую работу-вяление, производили мужчины. Войлок шел на изготовление специальной обуви (бутнус мачуба), одежды для пастухов (кочура), а также служил подстилкой на постели, им застилали пол и т.д.

Обилие леса способствовало развитию деревообработки. Хваршины, руководствуясь народным опытом выработанным поколениями прекрасно знали особенности, качества и технические возможности древесины, коры, корней и веток различных видов деревьев и кустарников, и в соответствии с этими природными качествами их использовали. Недостающие свойства получали специальной обработкой: нагреваннием, вымачиванием и т.д.

Работа по дереву была мужским занятием, почти каждый мог изготовлять деревянные изделия. Хваршины прекрасно использовали природные формы, например овальную форму, березовые наплывы служили естественной заготовкой для посуды и других предметов с углублениями.

Особая прочность березовой древесины обусловила широкое применение этого дерева - посуда в основном изготовлялась из березы и липы (ища); важное значение имела осина, древесина которой не портилась от воды. Водоустойчивость и легкая расщепляемостъ сосны, ели позволяла изготовлять очень нужные в хозяйстве цельные выдолбленные бочки и бочкообразные кувшины (кIасри). Легко гнущиеся ветки черемухи, рябины, ольхи шли на всевозможнные обручи.

При этом набор орудий труда не отличался большим разнообразием: нож (тIухъ), топор (оч), тесло (эшен), скобель (гъвашир), тип сверла (лелъмо). При изготовлении посуды, кроме обычного ножа пользовались кривым ножом, полировали предметы стеклом (чIикан), который привозили из Гудермеса, Грозного, процесс этот назывался гагалокIа (соскабливание), (раньше полировали гладким куском сланца).

Изготовляли мастера хваршины кроме кухонной домашней утвари также красивые кресла (мицIкIири къулебо), диваны (бахамуже), табуретки (къулебо) и столики (устул). Украшали деревяной резьбой дома. Большинство изделий украшали резьбой геометрического орнамента. "Хваршинцы, как и соседи, из Тиссы, - сообщал А.М. Завадский, большие мастера выделывать всевозможнные хозяйственные вещи с большим вкусом. Как ни проста по своему употреблению вещь, он непременно украсит ее рисунками"28. Несмотря на красоту изделий, они изготовлялись для удовлетворения собственных нужд. Исключение составляло с.Инхоквари, жители которого изготовляли деревянные бочки, ульи, за которыми приезжали из соседнних обществ. Были здесь и известные, признанные мастера Магомед - Муртузали, Иса-Хусура оглы, Сайд, Закарья и др. В с. Хварши и Хонох было 3 мастера по производству деревянной утвари. Насколько была распространена деревообработка у хваршин можно судить по тому, что в с. Инхоквари, когда хотели указать на то, что человек или представители определенного тухума ничего не умеют делать говорили: "Гьобосе жикIвохъо нигьо мегыхлъон абик! ехъби" (Даже если свалят дуб - одну ложку не смастерят.)

Но следует отметить, что ни одно ремесло у хваршин не носило специализированный характер, кроме кузнечного. Все работы по сукноделию, вязанию, вялению, деревообработке производились в свободное от сельскохозяйственных работ, вечернее время.



5 ТОРГОВЛЯ.


Как и многие народы Дагестана, хваршины почти все необходимое для себя производили сами, из тех материалов, которые у них были под руками. Торговля носила в основном меновой характер.

Хваршины наладили торговые связи с Грузией, правда, односторонние, хваршинские мужчины отправлялись в Грузию -в ее. Шигда, Сабуда, Кверели, Лагодех, Телави; имели они торговые связи с Азербайджаном - Белоканы. Ходили в Чечню -Ведено, Курчуной, Шали; в Осетию - Бурав. Интересно, что в Грузию отправлялись только в торговых целях, а в Азербайждан и Чечню еще и в поисках работы. Информаторы объясняют подобное разделение конфессиональными причинами. На рубеже XIX - начале XX вв. значительно увеличивается число отходников.

Окончательное присоединение Дагестана к России оказало определенное влияние, хотя и не в такой степени как на равнинные области, на проникновение товарно-денежных отношений в замкнутое натуральное хозяйство высокогорых народов. Официальные данные позволяют говорить о массовости отходничества. А это в свою очередь вызвало приток в горы различных фабрично-заводских изделий, особенно текстильных. В Грузии приобретались, хотя и редко, дорогостоящие (турецкие, персидские, среднеазиатские) ткани, золотой галун, получивший у хваршин название "чалу". Иногда в хваршинские села приходили купцы - базарганы с плоскости (кумыки, лезгины, плоскостные аварцы), наведывались балхарцы (бахъарза) с керамической посудой, кубачинцы с изделиями из серебра и оружием (кабучи, так называют всех даргинцев). Оживленная торговля и обмен в конце XIX в. происходили и на местных аварских рынках. Андийцы и дидойцы, имея свои рынки в ее. Анди, Агвали, Ботлихе, тесно были связаны с торговой жизнью почти всего Дагестана.

"Базар, кроме существующих в ее. Ботлих и Анди в 1900 году был открыт еще в с. Эчеда."29 В каждом сколько-нибудь значительном селении были местные купцы, скупщики, которые скупали у односельчан продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и перепродавали их в городах. Торговцы из Анди, Агвали " со своей продукцией (мед, воск, шерсть, мясо) ходили торговать в Грузию и на Северный Кавказ"30. В с. Инхоквари В. и Хварши, которые являлись наиболее крупными селами Союза Хваршинских обществ было 3 магазина с промышленными и бакалейными товарами, открытых местными купцами. Большим спросом у местного населенния пользовались, появившиеся в это время дешевые ткани: бязь, (боз, аллукIа), ситец (чит), сатин (эрешун), бардаган и т.д. На базаре в Ботлихе, Эчеда продавались деревянные бочки из Инхоквари; в Ботлихе на базаре сдавали оптовикам, выделанные шкуры в обмен на,готовую продукцию - обувь и т.д. Базары были организованы так, что практически каждый день в каком-нибудь крупном селе можно было сбыть продукцию. Например, в Андийском округе было такое расписание: базары в сел. Анди-функционировали в понедельник, в Ботлихе, Ансалта, Эчеда - в воскресенье31. Торговля и торговые опперации у хваршин являлись привилегией мужчин, женщины могли только присутствовать при покупке. Но чаще всего хваршины пользовались очень уДобнои формой торговли - при помощи торговых гостей из разных уголков Дагестана.

Таким образом, в хозяйственной деятельности хваршин значительная роль принадлежала скотоводству и земледелию. Приемы ведения хозяйства, сельскохозяйственные орудия, сооружения, а также ассортимент выращиваемых культур, способы их уборки, способы обработки продуктов животноводства и земмледелия, их терминология, многие виды домашних промыслов являются свидетельством тесных этногенетических связей хваршин с другими народами Дагестана.




Назад Далее


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.