Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон


ГЛАВА V. КУЛЬТУРА И БЫТ СОВРЕМЕННЫХ САСИТЛИЦЕВ.



В 1960-х годах в Цумадинском районе работали учителями многие выпускники педагогических учебных заведений республики из Гунибского, Хунзахского, Гергебильского, Казбековского и других районов. Они обучали подрастающее поколение цумадинцев с особой ответственностью. В памяти многих саситлинцев остались педагоги из с. Бацада, Порода, Шуланиб Гунибского района: Магомедов Исрапил, Магомедов Султан-Мурад, Камилов Магомед, Магомедова Мария, Раджабов Ахмед, Дибиров Магомед, Исаков Исак. С Особой теплотой вспоминают саситлинцы русских учительниц: Марию Ивановну, Колесникову, Кострикину Валентину, Гузий Галину. Незнакомая обстановка, незнание языка местного населения затрудняло их работу. Далеко не все могли выдержать эти и связанные с материальными трудностями испытания. Однако те, кто в суровых условиях гор, несмотря на материальные лишения, честно и добросовестно служил благородному делу просвещения, пользовались глубокой и искренней любовью местного населения.

Работая учителем в Саситлинской семилетней школе, Абасил Магомед посвящал стихи жизни и быту саситлинцев. Коллеге Пахро были посвящены следующие строки:

Нижер наибасул цIвакараб бетIер Iагъур
бахьарабго чирхъал ракулеб
1

Многие выпускники Саситлинской семилетней школы окончили вузы республики. И теперь сами обучают подрастающее поколение саситлинцев. С особой теплотой они вспоминают своих бывших педагогов. Чтобы навеки увековечить память о них, саситлинцы дают их имена своим сыновьям и внукам.

В 1961-62 годах начали строить новое здание для школы, т.к. старое здание находилось в аварийном состоянии из-за подмыва

фундамента речкой. Организатором этого строительства был директор школы Магомедов Исрапил. Саситлинцы оказывали посильную помощь в строительстве: помогали собирать камни, перебросить кругляк с Хвайниского леса. К концу 1962 года новое здание школы было в основном построено. Оставшуюся работу завершили при новом директоре - Магомедове Султан-Мураде. С сентября 1963 года саситлинские дети обучались в светлых и просторных классах новой школы. Улучшалась материально-техническая база школы, что способствовало улучшению учебно-воспитательного процесса. Учителями работали: Магомедов Идрис, Магомедов Хилич, Сайпудинов Курамагомед (из с.(Шуланиб), Магомедов Абдухалик(из с. (Бацада), Керимов Габо Мария Ивановна, Саадулаев Камиль, Магомед из Гидатля, Хатибат из Гуниба, Зиявдинов Н.-Г., Людмила Алексеевна, Нина Андреевна и другие.2 В эти годы учились в школе: Пахруев Сахро, Ибрагимов Асхабали, Хайбулаева Зулпа, Магомедов Хатибат, Махмудова Вика, Ахмеднабиева Меседо, Магомедов Деньга, Баширов 3. и др. При школе был двигатель, который вырабатывал электрический ток, благодаря чему жителям села показывали (без звука) художественные фильмы "Чапаев", "Ленин в Октябре" и др.

После учебы в Махачкале, председатель колхоза Саадуев Осман впервые привез в село радиоприемник. В половине десятого, каждый вечер односельчане приходили к нему домой послушать аварский концерт, И однажды пришел сельчанин Микаил. Его весьма удивил радиоприемник, который он увидел впервые в жизни. Он, взяв его в руки и осмотрев со всех сторон, сказал:" Валла, билла, здесь внутри находятся большие или маленькие люди?"3

В 1963 году от Цумада-Урух начали прокладывать шоссейную дорогу в сторону Саситли-Кеди. Аксакалы говорили, что это невозможно, особенно у скалы "Ц1удул бусадухъ". Однако, про проекту Исраилова Магомеда, эту скалу взорвали и в июне"1971 года шоссейная дорога была проложена до "ГIурул х1алт1а". Это было радостное событие для все ункратлинцев, а особенно для саситлинцев. 20 августа 1971 г. саситлинцы совместно с кединцами провели субботник, посвященный строительству шоссейной дороги от "Г1урул к1алт!а" до села Саситли. В субботнике участвовало более 180 человек. Проложив вручную 3 км шоссейной дороги, дошли до местности "Зак1икъ майдан". Непомерными усилиями саситлинцев к 7 ноября 1971 г. в Саситли въехала первая автомашина. Старожилы обоих селений - Саситли и Кеди - были поражены ею. Организаторами этой большой работы были: Гимбатов Лабазан, Исраилов Магомед" Гасанов Пахро, Набигулаев Каримула, Керимов Габу и тракторист Исрапил из с. Аллаха, Саситлинцы с особой теплотой вспоминают мастера-самоучку Исраилова Магомеда, Вот несколько строк из его биографии: Исраилов Магомед родился 12 июля 1924 года в крестьянской семье.

В 1938 году окончил начальную школу. В следующем году по решению правления колхоза был направлен на учебу (курсы счетоводов) в с. Ботлих. 13 января 1940 года окончив эти курсы, работал счетоводом в родном колхозе до 1943 г. Являясь комсоргом комсомольской организации, участвовал в боевых операциях против бандитов в отрядах ЧОНа. С 1943 по 1944 год работал председателем колхоза "РККА.". В последующие годы, работая бухгалтером в колхозе, обучал счетной работе Деньгаева Магомеда, Деньгаева Муталима, Магомедова М.-З., Аслудинову Нугайрат, Аб-дулкеримову Написат. С 1950 г. по 1952 г. работал бухгалтером в колхозе "Новая жизнь" в сел. Тинди. В 1953 году был переведен работать бухгалтером в Райсельхозотдел, производил ревизии и проверки в колхозах района. Где бы он, не работал, какие бы посты не занимал, односельчане ценили его за доброту, честность, отзывчивость и добропорядочность, и таким Магомед Исраилов останется в памяти саситлинцев.

С начала 1970 года велась напряженная работа по проведению электричества в Саситли. Вручную устанавливали столбы, протягивали линии электропередач. Особенно выделились в этой работе односельчане: Сайгидсалим, Абдурахим, Магомедамин, Саадуев Али, Абдулагьи и многие другие. Молодежь на руках перенесла трансформатор (800 кг) от цумада-Урух и установила в селении. 4 января 1971 года в селе загорелись первые электролампочки. Появились новые возможности для культурно-бытового и экономического развития села.

Летом,1963 года при разливе реки Терек саситлинцам, жившим на кутане Шава, пришлось выехать оттуда. Правительство Дагестана предложило им поселиться около Махачкалы или в совхозе "Дагестан" Хасавюртовского района. Руководство и актив колхоза выбрали совхоз "Дагестан" по двум причинам: во-первых, им понравились покосы и виноградники, а во-вторых, для них имелось готовое жилье. Учитывая эти причины, 30 августа 1963 года 8 хозяйств саситлинцев переселилось в совхоз "Дагестан", в отделение № 3 41 .

Постановлением СМ ДАССР от 14 апреля 1964 года колхозы им. Энгельса сел. Кеди и "РККА" сел. Саситли были объединены в один колхоз "Мир" с центром в сел. Саситли. 5 Председателем колхоза был избран Магомедов Ахмед. А о 1966 г. по 1968 г. возглавлял колхоз Маликов Раджаб.

Не учитывая последствий кровавых событий 1928 года между эчединцами и саситлинцами из-за земельного спора, в 1968 году вооруженные сильдинцы захватили пастбище "Игадах-меэр", самовольно начали строить хозяйственные постройки и отказались уходить до тех пор, пока районное руководство силой не усмирило их. Трое сильдинцев (подстрекатели) были привлечены к уголовной ответственности и осуждены судом.

Начиная с этого времени сильдинцы, обращались с многочисленными заявлениями и жалобами в различные районные и республиканские органы с просьбой передать им часть летних пастбищ "Ига-дах-меэр" Тогдашнее руководство Цумадинского района не усмотрело в этих претензиях сильдинцев вновь назревающий конфликт между жителями обоих сел.

К 1991-1992 году конфликт из-за пастбища "Игадах-меэр", подошел к своей кульминации. Произошли серьезные столкновения (угон скота, избиение и похищение сельчан), о чем были поставлены в известность органы Цумадинского района и республики. В целях урегулирования этого вопроса райсоветом и правоохранительными органами Цумадинского района созвали сельские сходы в обоих селах, провели многочисленные переговоры и беседы с приглашением представителей духовенства и руководителей республики. Однако, проблема не была решена, а напротив, положение усугубилось. Стали вооружаться с обоих сторон. В целях недопущения кровопролития, состоялось несколько встреч по инициативе Верховного Совета и Совета Министров республики между жителями селений Саситли, Сильди, Кеди и Гакко. С согласия колхозников колхоза "Мир", с целью урегулирования конфликте 520 гектаров летних пастбищ "Игадах-меэр" были переданы сильдинцам и 420 гектаров кединцам.61. Тогда сильдинцы выдвинули очередную претензию - о возврате им, кединцам, гаккойцам пастбищной горы "Ига-дах-меэр" целиком, на что саситлинцы не согласились. Цумадинский райисполком, всесторонне изучив и проанализировав вложившееся положение и во избежание столкновения, вынес вопрос на сессию райсовета, которая 17 марта 1992 года приняла решение: I. в связи с непрекращающимися конфликтными ситуациями вокруг летних пастбищ "Игадах-меэр" со стороны жителей Сильди, Гакко, Кеди и Саситли просить Сонет Министров и Верховный Совет республики передать с баланса колхоза "Мир" 1461 га и 520 га пастбищ, закрепленных за Сильдинским сельским Советом, на баланс районного Совета народных депутатов для последующего распределения в соответствии с зоотехническими нормами. 2. ходатайствовать перед Верховным Советом республики установить особый статус летних пастбищ "Игадах-меэр" и повышенную ставку на налогообложение.7

Самостоятельной жизнью жили переселенцы, работавшие в 3 отделении совхоза "Дагестан" Хасавюртовского района. Здесь было 15 домов, перекрытых черепичной крышей, жили по два хозяйства в одном доме. К 19б5 году было уже 20 хозяйств саситлинцев. В этом году здесь открыли начальную школу, которая располагалась в доме Алиева Тайгиба, а впоследствии ей выделили отдельные помещения. Заведовал школой Алиев Махмуд. В 1975 году построили новое здание и открыли восьмилетнюю школу, а в 1986 году она была преобразована в среднюю. С 1964 года начали строительство индивидуальных домов. Государство субсидировала каждому хозяйству по 1000 рублей, а, впоследствии по 3500 рублей. И назвали новое поселение - Новосаситли.

Основное занятие переселенцев стало виноградарство, т.к. оно является наиболее рентабельной отраслью сельского хозяйства совхоза.

За отд. №3 совхоза закреплено: виноградников - 10820 га; озимых - 105 га; кукурузы -25 га; суданки - 30 га, силостных культур - 40 га, озимых на зеленый корм - 64 га.81 Выращивали разные виноградные сорта: Агадаи, Ркацители, Сарах и другие. Управляющим 3 отделением работает Османов Саадула. В 1986 г. 3 отд. совхоза был собран хороший урожай винограда. По плану предстояло собрать 440 т винограда, а собрали - 650 т. На уборку урожая приезжали студенты из Хасавюрта. За достижение высоких результатов на Доску Почета были занесены Ахмеднабиева Меседе, Муслимова Шумайсат, Заргалова Зухра, Хайбулаева Зулпа, Магомедова Аминат и другие.

Переселение саситлинцев в совхоз "Дагестан" имело большое значение как для поднятия материального и культурного уровня самих саситлинцев, так и для развития совхозного хозяйства.

В 1935 году в селении насчитывалось более 200 хозяйств. Поселок Новосаситли благоустроен, хорошо распланирован, электрифицирован и с 1991 г. газифицирован, благодаря стараниям управляющего Семенова Саадулы. Радио и телевизор есть в каждом доме. Имеются библиотека, ФАП, детский сад, средняя школа. I декабря 1992 года решением Хасавюртовского райисполкома открыли Новосаситлинский сельский Совет. Первым председателем сельсовета был избран Заргалов Алидибир. По Указу Президента России 21 октября 1993 года сельские Советы были преобразованы в сельские Администрации. 12 декабря 1993 года, после принятия новой Конституций страны, Советская власть на территории России прекратила свое существование.

На 1 января 1994 года в селе Новосаситли были 1005 кителей, из них 89 пенсионеров, участники ВОВ - 3, участник афганских событий - I, учителей - 23, работников аппарата Администрации -4, работников ФАП - 3, работников сельской библиотеки - 2. 7 1

С началом перестройки начался подъем религиозного самосознания дагестанцев, стали восстанавливаться мечети и медресе, строиться новые. Ислам вновь стал все шире распространять свое влияние среди населения. В 1989 году саситлинцы первыми в Хасавюртовском районе построили мечеть. В самое холодное время, в декабре, всем селом начали строительство и в апреле месяце завершили стройку. На открытии мечети в Новосаситли приехали алимы со всего Дагестана, в их числе Рамазанов Тажудин, Абакаров Магомед-Сайгид и Рабаданов Магомед (даргинец). Гостьям понравилась архитектура мечети, особенно минарет, сложенный Махмудовым Аббасом. Организаторами строительства мечети являлись Магомедов Абдурахим, Магомедов Исламбег, Абдухаликов Магомед. Айгубов Х.-М., Махмудов Аббас и др.

С 1990 года в велении начало функционировать медресе. Большая заслуга в открытии медресе в селении принадлежит Магомедову Абдурахману, Айгубову X., Махмудову А. и др.

В настоящее время полностью преобразился и старый Саситли. В горах большинство домов покрыты железом и шифером. Серьезное развитие получает электрификация и газификация жилищ. В ауле имеется неполная средняя школа, библиотека, клуб, ФАП, мечеть. Суровые жизненные условия в горах и трудовая деятельность делали саситлинца сильным, волевым, готовым к преодолению трудностей; способным бороться с опасностью. Существенное место в системе физического воспитания занимало закаливание молодежи и приучение ее к перенесению лишение.

В быту мужчин военные и физические упражнения, игры и состязания занимали большое место. В состязаниях участвовал практически каждый мужчина, В процессе соревнований закреплялись выработанные в повседневной тренировке навыки и умения.

По преданию, официальные соревнования проходили в день праздника первой борозды "Оц бай". В будничные дни молодежь села собиралась на спортплощадке возле школы, где соревновались по таким народным видам, как поднятие тяжестей, толкание камня, борьба в обхват, прыжки и т.д. Молодое поколение саситлинцев гордится такими спортсменами., как Инхилов Муслим (бог), Загаков Насрула (борьба, джигитовка на коне), Гарун (метание камня), В конце 60 - нач. 70-х годов успешно выступали борцы села в районных и республиканских соревнованиях, занимали призовые места. До сих пор помнят односельчане выступления на борцовском ковре Зиявдинова Насиб-Гаджи, Амирханова Магомеда, Изудинова Асланбека, Идрисова Камалудина и др.

Впервые в селе правила игры в волейбол показал Исраилов Ахмед. В начале в волейбол играли через натянутую веревку с самодельным мячом. Молодежь села полюбила этот вид спорта. И в последующем, саситлинская волейбольная команда в составе: Хизриева Б., Амирханова М, Семенова М., Багавдинова А., Магомедова К.,

СамиловаС., Идрисова К., Киличева М., Исавева А., Зиявдинова М. и др) выигрывала районные и республиканские призы.

Одним из старинных видов соревнования в селе являлись метание камня на дальность и поднятие тяжести. Непревзойдённым мастером по метанию камня саситлинцы считают Гаруна и Амирханова Магомеда.

Особым авторитетом в селе пользовались алимы(ученые богословы) в силу своей высокой нравственности к знаний. Такие люди всегда стояли в первом ряду на торжествах, им отводились почетные места на общественных сходах. В сер.XIX в. в Ункратле появилась целая плеяда ученых, воображавших знания, содержавщиеся в книгах Востока того времени. Алимы же когда требовалось, выполняли роль авторитетных представителей в разрешении конфликтных ситуаций между обществами. По переписи 1886г. в союзе Ункратль, было 17 алимов -ученых. 101

Сведения о ранних алимах-саситлинцах, знатоках арабского языка, грамматики, юриспруденции, Корана, хадисов и т.д. основываются на местных преданиях и воспоминаниях старожилов.Сведения о более поздних ученых-богословах из с.Саситли содержатся и в сохранившихся их рукописях. По приданию, первые алимы и дибиры селения происходили из тухума "Хелекьурисел",что подтверждается и приданием о том, что представители этого тухума являлись распространителями ислама (газиями) в с.Саситли. Сохранились их имена: Осман-Молла, Гусейн_хадиси, Исал-дибир, Алибулат, Гаджидибир, Курбанов Гусен(апанди), Аюбов Хабибула, Гаджиев Сайфудин. В последующем алимами и дибирами становились и представители других тухумов: Хатил Магомед, Магомедов Зайнулабид, БацIил Иса, Арсланбег, Хан-мирза, Исаев Махмуд, паризалов Магомед и другие. К сожалению, большинство из рукописных трудов, посвященных различным разделам арабо-мусульманской науке, безвозвратно утеряны и уничтожены в тридцатых годах.

Некоторые достоверные данные имеются об алиме Зирайасул Торалаве (1845-1928гг.).111 Известно, что он получил хорошее для своего времени образование, его учителем был Загалав из Хварши. Он изучал Тасриф (арабская грамматика), Финк (мусульманское право), Маан (риторика и стилистика), Муназара (искусство диспута), Тавхид (теология), Хадисы, Тибб (медицина).Им оставлены такие рукописные книги, как "Минкадис" ("Путь"),4-томник Иби Хаджара, посвященные мусульманскому праву, "Алатал", "Маан" по риторике и стилистике, "усам" по арабской грамматике. Многие его рукописи сохранились и хранятся у Исматулы.

С уважением относились и помнят саситлинцы сыновей алима БацIилава-Арсланбега (1862-1919гг.), Ису (1872-1919гг.), Хан-Мирзу-Хаджи (1876-1937гг.), Ахмедхана-хаджи (1876-1937гг.), которые являлись дибирами в Саситли. С именем Хан-Мирзы-хаджи связано возрождение в селе обучения муталимов в медресе, которое он открыл в 1912г. В медресе обучали арабскому языку и грамматике, чтению Корана, изучали хадисы, Труды Сааду, Динкузи, читали рукописные книги "Мухтасар" ("Сокрашенное"), "Унамузадис" ("Образцы"), "Изгьар", "Вафийа" (учебники по грамматике), "Хадаик" ("Сады"-грамматика арабского языка), "Альфийа" ("Тысячная…"-грамматика), труд Джами "аль-Фаваид" "ад-Диаийа" ("Зиятдиновы полезности") и другие.

Учениками Хан-Мирзы были Зайнулабид, Курбанов Гусейн, Аюбов Хабибула, Алиев Сааду, Ханмирзаев Махмуд, Исаев Махмуд,

Мааз, Башир, Зиявудин и др. Хан-Мирза совершил с братом паломничество в Мекку, за что получил титул "хаджи"„ В период гражданской войны в Дагестане он воевал в отряде Н. Гоцинского, а после его разгрома жил в Галгае (Чечня). Там он сочинил мавлид, посвященный пророку Мухаммеда. В 1937 г. он был арестован и сослан. Его рукописи и книги хранятся у его внука Махмудова Магомеда.

Ученик Хан-мирзы-хаджи - Магомедов Зайнулабид. (1900-1968 гг.) одним из первых в селе встал на путь тариката, указанный ему Магомедом Хаджиевым из с. Ансалта.

После окончания гражданской войны, в 1920-х гг., когда параллельно с советскими судами существовали и шариатские, саситлинец Алибулат Гасанов являлся председателем шариатского суда Андийского округа. Он в совершенстве знал Фикх и зарекомендовал себя знатоком шариата, мусульманского права. Как и многие другие религиозные деятели, в 1937 г. он был арестован и затем расстрелян в крепости Арани.

Продолжателем исламских традиций в Саситли был Курбанов Гусейн-апанди (1900-1964 гг.). Он был незаурядным, эрудированным человеком, с философским мышлением. Хумайд-апанди наставил его на путь тариката (накшбандийа, шазалийа, жазумийа) и Гусейн-апанди стал признанным последователем - устазом тариката в Дагестане. Им были написаны книги "Иршад ас-саликин" ("Прямой путь тариката) и "Наставления моридам" (в 2-х томах на аджаме).

Его перу принадлежит и мавлид пророку Мухаммеду, который повсеместно исполняется аварцами. Перед своей смертью он назначил устазом тариката Тажудина Рамазанова из с. Ашали. Ему на сельском кладбище был сооружен зийарат, к которому приходят верующие со всей Аварии. Книги и рукописи Гусейн-апанди хранятся у его сына Магомеда.

Своей ученостью и педагогическим талантом славился Хайбула Аюбов; К нему, как к авторитетному и знающему человеку, обращались за решением сложных шариатских вопросов, т.к. он в совершенстве знал и умел правильно толковать положения шариата. Он уделял большое внимание обучению и воспитанию муталимов. В его понимании традиционное воспитание предполагало в первую очередь привитие приверженности идеалам ислама, преданность семье, тухуму, Родине, трудолюбие, уважение к старшим, чувство ответственности за свои поступки перед джамаатом. Большой его заслугой было обучение учеников у себя дома в годы тоталитарного режима, когда преследовалось всякое инакомыслие и, в частности, религиозное исламское обучение. Его учениками-последователями являются Тажудин-апанди из Ашали, Магомед-Саид-кади из Хуштада, Гамбулат-кади из Митрада, а также односельчане Сайфудин, Махмуд, Исматула, Магомедов Абдурахим, Саитбегов Абдужали, Саадуев Магомед, Аюбов Хас-Магомед и др. В обширной личной библиотеке ученого наряду с литературой по мусульманскому праву, арабской филологии, философии, были книги и по естественным наукам.

Широкой известностью и уважением пользовался в селе дибир Сайфудин Гаджиев (1910-1991 гг.), который обучал нынешнее поколение знатоков ислама: Нигматулу, Магомеда Махмудова, Насиб-хаджи Зиявудинова, Арсланбега Изудинова, Ахмеда Хизбулаева, Магомеда Абдусаламова, Магомеда Маазова, Абдурахмана Шарапудинова и др.

Гордостью саситлинцев являются современные алимы, Абдурахим Магомедов, Абдужали Саитбегов, Хас-Магомед Аюбов, А. Магомедов, получив мусульманское образование у Хайбулы, Сайфудина, Сулеймана (из Мехельта), Султан-Магомеда (из Тлоха), сам стал известным алимом. Он избирался председателем Совета алимов Дагестана при Духовном управлении мусульман, издал 3-х томное толкование

Корана, подготовил к изданию Хадисы. После окончания курсов повышения в Сирии он назначен ректором Институте ислама имени имама Газимагомеда в г. Хасавюрте. Благодаря его стараниям в селении открыто медресе, филиал Дагестанского исламского института, где обучается подрастающее поколение саситлинцев. Его ученики- Осман Сайпудинов, Раджаб Гаджиев, Тага Гаджимагомедов, Сулейман Чергесов, Мухтар Муртазалиев, Анварбег Магомедов - работает дибирами в Ботлихском, Ахвахском, Цумадинском районах.

А. Саитбегов и Х.-М„ Аюбов после прохождения курсов повышения в Сирии возглавляют обучение муталимов в медресе, достойно выполняя наставления своих духовных учителей и передавая свои знания подраставшему поколению. В 1991 г, Х-М. Аюбов избран дибиром сельской мечети, им осуществлены переводы с арабского языка книг "Кафийа" и "Марах!", среди эго способных учеников Аббас Махмудов и Кади Мусаев. Завершая очерк об алимах и дибирах селения Саситли, следует упомянуть и Магомед-Расула Махмудова, который обучает в медресе таджвиду - правилам чтения Корана, изначальным постулатам исламского вероучения молодое поколение.

С обновлением современной жизни в селении возраждаются роль и значение джамаата, совета старейшин в решении самых различных вопросов.

В настояние время практически ни один сколько-нибудь важный вопрос не разрешается без согласования с джамаатом и советом старейшин. С 1985 года в селе создана под руководством совета старейшин свадебная комиссия, которая установила предел свадебных расходов и следит за его выполнением. Комиссия состоит из девяти уважаемых в селе односельчан: Исраилов Ахмед /председатель/, Маазов Шарапудин, Зиявдинов Насибгаджи, Муслимов Жахбар, Османов Магомед, Магомедов Абдурахим, Сайгидмагомедов Магомед,

Гаджиев Раджаб, Абдулхаликов Магомед. А с января 1994 года стал функционировать диван, который рассматривает споры, ссоры и заявлений односельчан. Выносимые решения дивана основаны на шариате. Диван состоит из сельских алимов-арабистов: Айгубов ХтМ.., Магомедов А., Саитбегов А., Зиявдинов Н.-Г., Изудинов А. и других.

Особо хотелось бы отметить членов совета старейшин, таких как: Ахмеднаибов Сайнгид-Магомед, Магомедов Маккашарип, Магомедов Исламбег, Айгубов Исматула, Исраилов Ахмед, Маазов Шарапудин, Абдухаликов Магомед, Магомедов Тайпур, Хизриев Абусупьян, Османов Саадула, которые пользуется большим уважением и непререкаемым авторитетом.

В 1990 г. впервые за долгие годы народы Дагестана получили возможность вновь совершить паломничество (кадя) в Мекку. 3 числе первых паломников были и три саситлинца: Хайбулаев Исматула, Ахмеднабиев Сайгидмагомед и Саитбеков Абдужали. Ныне в селе около 70 паломников- хаджи (см, приложение).

Золотым фондом села является кадры-специалисты с высшим и средним специальным образованием. В настоящее время их насчитывается более 30 человек, из них учителей - 16, инженеров - 2, врачей - I, агрономов-зоотехников-12.В1937году Гасанов Сахру защитил кандидатскую диссертацию. Трое девушек из села имеют высшее образование (Кебедова Я., Ахмедова К Сайгидмагомедова З). В вузах республики сейчас учатся около десяти выпускников Новосаситлинской средней школы.

Устное народное творчество (пословицы, поговорки, сказки, песни меткие изречения) саситлинцев вобрало в себя чувства и мысли многих поколений. В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, борьбу за лучшую жизнь,

Взгляды на природу, труд, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния, и надежды. Многим жителям Цумадинского района знакомы меткие изречения Гасанова Пахро: "Хвалчаца къотIулареб, носоца къотIуларо" (сказанное первому секретарю райкома партии Исаева. Ш.А); "Дуда кив вихьарав чи гьотIода тIасан гъоркьев вахулев, гъокьатIаде вахичIого" (сказанное секретарю райкома партии Бексалтанову Зикруле); "Зайнабица гIаштIи битIун бугин рохьобе,цIул къотIизе чи гьегIого"(сказанное Амирханову Ахмеду,когда он приехал поступать в вуз); "Математикаялъул букIулин кIиго вариант, а СагIидил льабго букIула" (сказанное Харалову Сайгиду); "Сабаб лъиIаб бугин, гъака лъечIин" (сказанное Саадулаеву Камилю); "ХьачIаго бижараб хур буго" (сказанное Османову Саадуле).

Нынешней молодежи села нравятся сатирические стихи Ахмеднабиева Сайгидахмеда. Его стихи посвящены односельчанам, их быту, нравам и привычкам:

Те гъал гIоохъаби нужецакьекъел,
Гъель бихизабула ниъерго рекъел.
Мех щвана рижизе нужеда чагъир,
Гъель мальун гъабула кибго гъал-магъир


Ныне саситлинцы, приумножая свои трудовые услуги, активно включились в процесс обновления нашего общества. Пути обновления они видят в том, чтобы возродить и сохранить традиции, обычаи, обряды предков, горский намус дагестанцев.



1 Информаторы: Магомедова Лишат, Ахмедова Кавсарат.

2 Информация Магомедова Исрапила с. Бацада Гунибского р-на

3 Информация Османова Саадулы

4 Информаторы: Саадулаев Осман (1910 г.), Исраилов Ахмед(1926г) Исраилов Магомед (1924 г.).

5 ЦГА ф. 168. оп. 52. д. 254. л. 247.

6 Решение Цумадинского райсовета от 17.03.1992 г.

7 Решения Цумадинского райсовета от 17.03.1992 г.

8 Архив совхоза "Дагестан" Хасавюртовского района.

9 Из архива Новосаситлинского с/совета.

10 ЦГА РД.Ф.21.ОП.5.Д.III.Л.140-195.

11 ЦГА РД.Ф.21.ОП.5.Д.III.Л.140-195.


Назад Далее


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.